Американские проекты в трубопроводном транспорте оказались в три раза дороже «Северного потока»

Высокая цена отечественных трубопроводов и чрезмерные траты при их строительстве – один из тех вопросов, за которые нефтегазовые компании постоянно подвергаются критике. При этом в качестве положительного примера приводятся «экономичные» проекты западных компаний. Правда, новоявленные «эксперты», как правило, берут цифры с потолка и сравнивают вещи несравнимые. Но существо дела их, судя по всему, мало заботит и от серьезных дискуссий они уклоняются, чтобы не растерять обвинительный пафос. И хотя подобные «сенсационные разоблачения» живут недолго, они исподволь формируют негативное восприятие российского ТЭК на международных рынках, что наносит определенный ущерб не только репутации, но экономическим интересам участников, работающим в этой сфере. Поэтому есть смысл представить реальные расчеты и оценки.

Его критикуют, а он работает

В конце прошлого года «Газпром» начал коммерческую подачу газа по «Северному потоку». Тем не менее, этот проект по-прежнему остается одним из самых обсуждаемых. О нем отзываются не только как об одном из самых высокотехнологичных и сложных газопроводов в истории, но и как о «неэкологичном», «слишком дорогом» и просто «ненужном». Доходит до абсурда. Когда польские политики услышали предостережение европейских экологов об опасности масштабных работ по добыче сланцевого газа, они отреагировали ссылкой на «Северный поток»: мол, он тоже несет непредсказуемые риски.

Итак, еще раз рассмотрим обстоятельства, в которых принималось решение о проекте и шло строительство этого газопровода.

Европа, так или иначе, будет наращивать потребление углеводородов, причем самостоятельно решить свои энергетические проблемы страны ЕС не могут. Это еще раз показала прошедшая зима, когда целый ряд стран предъявил повышенный спрос на российский газ. Собственные запасы голубого топлива в Европе истощаются, а надежды на сланцевый газ пока не оправдались, что лишний раз подтвердило заявление ExxonMobil о разочаровывающих итогах разведочного бурения. На усиление дефицита энергоносителей «работают» и планы Германии закрыть атомные электростанции. Восполнить столь серьезную потерю в энергобалансе можно будет лишь за счет увеличения доли импортных ресурсов.

Среди многочисленных вариантов решения энергетических проблем Европы «Северный поток» оказался наиболее реалистичным. В то время как одни проекты находятся на стадии заключения соглашений, а другие не продвинулись дальше этапа обсуждений и благих пожеланий, «Северный поток» уже соединил Единую систему газоснабжения России с европейской газотранспортной системой, по которой  голубое топливо получают Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды, Франция и Чехия.

В чем уникальность

Планы строительства «Северного потока» прорабатывались с 1996 года. Первоначально речь шла о строительстве газопровода пропускной способностью 19,2 млрд м3, но в конечном итоге была выбрана следующая конфигурация: две нитки по 27,5 млрд м3 в год, длина каждой 1224 км, трубы диаметром 1220 мм, давление в газопроводе на выходе из расположенной на российском берегу компрессорной станции (КС) «Портовая» – 220 бар (220 кг на 1 см2), при выходе трубы на сушу в Германии (в районе Грайфсвальда) – 106 бар.

«Северный поток» уникален тем, что газ по нему передается в бескомпрессорном режиме, в то время как на суше КС стоят примерно через каждые 100-150 км. Кроме того, в районе Грайфсвальда строить компрессорную станцию не планировалось, а потому в газопроводе создан запас по давлению, чтобы хватило и на немецкий берег – еще на 100 км по суше.

Технический дизайн газопровода разработала Saipem Energy Services S.p.A. (Италия). Трубы для первой линии поставила немецкая Europipe (75 %) и российская ОМК (25 %), для второй – Europipe (65 %), ОМК (25 %) и японская Sumitomo (10 %). Для оказания услуг по логистике и нанесению утяжеляющего бетонного покрытия Nord Stream AG подписала контракт с французской компанией EUPEC. Подрядчиком по трубоукладке стала итальянская Saipem, на счету которой – газопровод Dolphin, построенный через Персидский залив, и самый глубоководный газопровод «Голубой поток», идущий по дну Черного моря. За строительство российского берегового участка протяженностью 1,5 км и береговых сооружений (установка камер приема и запуска диагностических очистных устройств, запорной арматуры) отвечала российская компания «Стройгазконсалтинг».

Строительство началось в апреле 2010 года и продлилось 18 месяцев. Глубины укладки газопровода потребовали применить S-метод, при котором труба практически горизонтально выходит с судна, потом имеет некоторую переходную кривую, а затем горизонтально ложится на дно (для сравнения, в «Голубом потоке» использовался J-метод, когда труба на судне собиралась в нитку в вертикальном положении, а затем горизонтально ложилась на дно). При этом три сегмента газопровода были соединены прямо на морском дне с помощью гипербарической сварки и специального оборудования. Управление велось дистанционно с судна обеспечения водолазных работ Skandi Arctic. Водолазы участвовали в работах под водой и контролировали их проведение на протяжении всего процесса сварки. Затем были проведены испытания на прочность, очистка, осушка и ввод газопровода в эксплуатацию.

В феврале 2011 года на ежегодной церемонии вручения наград Project Finance Award в Лондоне Nord Stream был отмечен как лучший проект года в области транспортировки газа. Эта награда присуждается за инновации, стабильность, эффективное решение задач, минимизацию рисков, соотношение цена-качество и профессиональную работу на финансовых рынках.

Сразу после завершения укладки первой нитки в июне 2011 года началось строительство второй. На сегодняшний день построено более 1100 км.

Каждая из двух ниток газопровода, в соответствии с проектом, состоит из 101 тыс. 12-метровых обетонированных труб диаметром 1220 мм (48 дюймов) и весом 23 т. Расчетный параметр надежности «Северного потока» – 10 в минус пятой степени. То есть риск отказа системы – один раз в 10 000 лет.

Бюджет проекта составил 7,4 млрд евро за две нитки. Таким образом, затраты на 1 км в среднем составили чуть больше 3 млн евро. Акционеры инвестировали 30 % от требуемой суммы в соответствии с долями участия в проекте. «Газпрому» принадлежит 51 %, это значит, что российская газовая корпорация вложила в «Северный поток» около 1,11 млрд евро.

На суше тоже было не просто

Газ поступает в «Северный поток» по магистральному газопроводу Грязовец – Выборг. Стоимость 1 км этого объекта составила примерно 5,3 млн долл. с учетом семи компрессорных станций (включая мощнейшую в мире КС «Портовая» – 366 МВт). Строителям пришлось столкнуться со сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями в Вологодской и Ленинградской областях, по территории которых проходит газопровод. Нужно было преодолевать тяжелые скальные породы (114 км трассы), заболоченную местность, смешанные леса, водные преграды (Нева и Сайменский канал), обходить рекреационные зоны.

Чтобы подать требуемое количество газа в газопровод Грязовец – Выборг пришлось провести работы на Грязовецком промузле (крупный распределительный узел Единой системы газоснабжения России). Здесь сходятся главные магистральные и распределительные газопроводы, призванные обеспечивать бесперебойное снабжение не только российских, но и зарубежных потребителей. Осенью 2012 года Грязовец – Выборг будет выведен на проектную мощность с объемом прокачки 55 млрд м3 газа в год.

Вторая очередь строится лупингами (участки, прокладываемые параллельно основному трубопроводу для увеличения его пропускной способности). В частности, между станциями «Грязовецкая» и «Шекснинская» расстояние 122 км. Предусмотренная проектом длина лупинга – 59 км. После этого он врезается в трубу первой нитки. Таким образом, уменьшается металлоемкость трубы и стоимость строительства.

На территории Германии газ из «Северного потока» попадает на станцию сдачи-приемки, где первым делом проходит очистку и подогревается до нужной температуры. Затем измеряется его качество, количество и давление. До недавнего времени северо-восточная часть Германии не обладала достаточными транспортными мощностями для приема российского газа – потребовалось строить новый газопровод OPAL (Ostsee-Pipeline-Anbindungs-Leitung), совместный проект группы Wingas (80%) и E.ON Ruhrgas AG (20%). Вложения составили около 1 млрд евро. Строительство началось в феврале 2010 года, а последний шов, соединивший OPAL с «Северным потоком», был сварен на территории приемного берегового терминала в Любмине (Германия) в августе 2011 года. Далее газ транспортируется в южном направлении: по территории Мекленбурга-Передней Померании, Бранденбурга и Саксонии – до границы с Чехией в районе Ольбернхау, что в Рудных горах. Протяженность германского участка составляет – 470 км, а мощность 36 млрд м3 газа в год, то есть примерно треть годового потребления всей Германии или весь российский экспорт газа в эту страну. Но 36 млрд – это все-таки мало с учетом потенциала «Северного потока». После введения в эксплуатацию его второй нитки Германии потребуются увеличить собственные газотранспортные мощности.

В феврале 2011 года было получено разрешение на строительство газопровода NEL (Norddeutsche Erdgasleitung) – совместного проекта Wingas, E.ON Ruhrgas и нидерландского сетевого оператора Gasunie. 440-километровый газопровод соединит «Северный поток» и OPAL с европейской сетью магистральных газопроводов, пройдя от балтийского побережья мимо Шверина и Гамбурга до Редена, южнее Бремена. Годовая транспортная мощность NEL составит примерно 20 млрд м3. Ввод в эксплуатацию намечен на осень 2012 года. Оператором обоих газопроводов будет OPAL NEL Transport GmbH. Таким образом «Северный поток» будет полностью обеспечен газотранспортными мощностями с принимающей стороны.

Немецкие «собратья» газопровода Грязовец – Выборг стоят немногим более 2,5 млн долларов, то есть, получается, примерно на 2,5 млн дешевле, чем наш. И вот здесь, для объективного сравнения, надо рассмотреть все составляющие общей суммы расходов. Транспортная инфраструктура Германии не в пример более развита, площадь работ меньше, рельеф местности проще. Кроме того, у немцев нет нужды в строительстве станций подобных «Портовой» да и других КС, которые являются довольно затратными объектами. Наконец, инвестиции по проекту Грязовец – Выборг предназначались не только на сам газопровод, но также для строительства подъездов и дорог вдоль трассы. Иначе невозможно было завозить технику, материалы, а затем осуществлять нормальную эксплуатацию газопровода. Из всех этих затрат и складывается каждый дополнительный миллион долларов на километр.

Чем северней, тем дороже

Возвращаясь к вопросу о сравнимости затрат на прокладку трубопроводов, рассмотрим не уникальный, а типовой проект. Таковым можно считать, например, лупинг на участке газопровода Заполярное – Уренгой между месторождением и КС «Пуртазовская». Технические характеристики объекта: диаметр 1420 мм, рабочее давление 7,4 МПа. Введен в эксплуатацию в 2010 году. Фактическая стоимость строительства составила 127,8 млн руб./км (4,4 млн долл.).

Теперь обратимся к зарубежным аналогам, т.е. к проектам с похожими природно-климатическими условиями и техническими параметрами. Так, газопровод Alaska Pipeline Project, который планируется проложить от северного побережья Аляски до провинции Альберта в Канаде, имеет диаметр 1200 мм и пропускную способность 31-61 млрд м3 газа в год. Его расчетная (!) стоимость составляет 11,7-20,1 млн долл./км (с учетом стоимости сооружения компрессорных станций), в зависимости от варианта реализации. Проектная стоимость сооружения еще одного газопровода от побережья Аляски в Канаду Denali – the Alaska Gas Pipeline диаметром 900-1200 мм и пропускной способностью 46,5 млрд м3 в год составляет 12,4 млн долл./км (с КС). Получается, что американские газопроводы по удельным показателям стоят почти в три раза дороже, чем «Северный поток», и в два раза дороже, чем более металлоемкие российские газопроводы в районах Крайнего Севера.

Интересно также сравнить стоимость строительства скважин. По данным нефтяной Ассоциации Канады, стоимость строительства 1 газовой скважины в этой стране составляет 2,5 млн долл. Основная их часть располагается между 50о и 55о северной широты в провинциях Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван. В Ямало-Ненецком автономном округе, на Западно-Песцовой площади Уренгойского НГКМ (66о 55′ северной широты) стоимость скважин без объектов подключения на 2010 год составляла 49,9 млн руб. (примерно 2,4 млн долл.). На Харвутинской площади Ямбургского НГКМ (67о 29′ северной широты) скважину можно построить за 74,9 млн руб. (около 2,6 млн долл.). То есть, на первый взгляд, стоимость строительством газовых скважин «у нас» и «у них» почти одинакова. Однако если взять стоимость канадской скважины в районе 65о северной широты, то она составляет уже более 15 млн долл. Столь резкий скачок цены вполне объясним. Чем северней, тем дороже: природно-климатические условия ухудшаются, транспортное плечо растет. Но ведь российские скважины строятся именно в таких условиях!

В этом деле нет близнецов

Если систематизировать данные по различным регионам, то становится ясно, что стоимость сооружения 1 км газопровода из труб большого диаметра в регионах с жарким и умеренным климатом (с преимущественно равнинными участками) в среднем составит 2,5-3,3 млн долл. Таковы, например, Taweelah to Fujairah Gas Pipeline в ОАЭ, Florida Energy Secure в США и Eridan Gas Pipeline во Франции.

Если газопровод проходит в горной и труднодоступной местности, то расходы резко возрастают. Так, 1 км Turkmenistan – China Gas Pipeline обошелся в 5,6 млн долл. А рассматривая проект строительства в условиях Крайнего Севера, надо быть готовым к еще более серьезным тратам – 11,7-12,4 млн долл.

Наконец, интересно познакомиться с цифрами по объемам капитальных вложений крупнейших нефтегазовых компаний. В 2010 году этот показатель составил в «Газпроме» 30,2 млрд долл., в «Роснефти» – 8,9 млрд долл., в ЛУКойле – 6,8 млрд долл., у ТНК-BP – 3,4 млрд долл. По объему капитальных вложений «Газпром» в своей отрасли уступает только Petrobras (45,6 млрд долл.), PetroChina (41,8 млрд долл.) и ExxonMobile (32,2 млрд долл.). В BP, Chevron, Eni, Shell, Total этот показатель составляет от 20 до 24 млрд долл.

Подводя итог, следует выделить главную мысль. В мире невозможно найти два одинаковых газопровода. Даже самые корректные сравнения дают лишь приблизительную картину. Тем более нелепо проводить параллель между весьма металлоемким объектом из особых хладостойких сталей в условиях вечной мерзлоты и «облегченным» вариантом в пустыне, хотя большинство громких разоблачительных выступлений основано именно на таких сравнениях. На самом деле, отечественные газовые магистрали не только не дороже зарубежных аналогов, но зачастую существенно дешевле. Все-таки наша нефтегазовая промышленность развивалась в суровых природно-климатических условиях. Она не смогла бы нормально развиваться в плановой экономике и выжить в условиях рынка, если бы действительно была сверхзатратна. А она не только выжила, но и стала одним из мировых лидеров, вызывающим у кого-то зависть, а у нас – законную гордость.