Европа начинает строить Трансадриатический газопровод

Во вторник, 17 мая, в Греции началось строительство Трансадриатического газопровода (Trans Adriatic Pipeline, ТАП), по которому азербайджанский газ будет поступать в Италию. «Нитка» пойдет в обход России — через север Греции и Албанию.

В церемонии в Салониках, посвященной этому событию, приняли участие греческий премьер Алексис Ципрас, зампред Еврокомисии Марош Шевчович, а также спецпосланник, координатор по вопросам международной энергетики американского Госдепа Амос Хокстейн. Как заявил официальный представитель ЕК Маргаратис Схинас, Европа к 2019−2020 годам рассчитывает получать по этой трубе 10 млрд. кубометров газа в год.

Напомним: ТАП является частью так называемого Южного газового коридора (см. досье) объединяющего несколько газопроводных проектов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу. Речь идет об азербайджанском газе с газоконденсатного месторождения Шах-Дениз-2 на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 трлн. кубометров. Ранее сообщалось, что поставки по ТАП покроют около 17% потребления Италии.

Между тем, согласно статистике «Газпром экспорта», Россия в 2015 году поставила в Италию 24,42 млрд. кубометров — больше трети ее потребностей. Это означает, что с вводом ТАП в эксплуатацию «Газпром» может потерять значительную долю своего итальянского рынка.

Что характерно, Еврокомиссия еще в марте признала проект TAП соответствующим европейскому законодательству, хотя принципиально он не отличается от российского «Южного потока». В 2014 году ЕК заявила, что «Южный поток» не соответствует Третьему энергетическому пакету, который запрещает участникам газового рынка заниматься транспортировкой газа. Россия была вынуждена от проекта отказаться. А вот для ТАП Еврокомиссия сделала исключение: вывела проект из-под действия «пакета» по просьбе акционеров: азербайджанской SOCAR (20%), британской ВР (20%), итальянской Snam (20%), бельгийской Fluxys (19%), испанской Enagas (16%) и швейцарской AXPO (5%).

Интересен и другой момент. Азербайджан, который намерен поставлять газ, сам частично закупает его у России. В сентябре 2015 года начались поставки по договору с «Газпромом», согласно которому Азербайджан будет закупать 2 млрд. кубометров ежегодно. Более того, 11 мая 2016 года глава Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил, что республика готова закупать от 3 до 5 млрд. кубов, и что соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Что стоит за строительством ТАП, насколько новый газопровод угрожает экономическим интересам России?

— Греческий участок ТАП — это практически весь Трансадриатический газопровод, — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Он идет через всю Грецию, и далее через Албанию в Италию. И, конечно, газа месторождения Шах-Дениз-2 достаточно, чтобы обеспечить поставку в Европу 10 млрд. кубометров «голубого топлива» ежегодно. Но надо понимать: на фоне европейского потребления — это капля в море.

Напомню, что только по «Южному потоку» мы собирались прокачивать в Европу 63 млрд. кубов газа ежегодно, а общий объем поставок «Газпрома» на европейском направлении составляет 140−150 млрд. кубометров в год.

Причем, сейчас из-за низких цен на энергоносители европейский рынок газа находится в фазе роста. И что будет с ним через 10 лет — неясно. Есть разные доводы «за» и «против», но мы точно можем утверждать, что в Европе падает собственная добыча газа: вслед за снижением в Великобритании сейчас она сокращается в Голландии. С другой стороны, спрос на «голубое топливо» в Евросоюзе начал восстанавливаться — впервые за многие годы. И этот рост, возможно, станет серьезным трендом.

На руку здесь играет экология. Если Европа всерьез намерена реализовывать решения Парижской конференции по климату 2015 года (28 стран ЕС, на которые приходится около 10% выбросов на планете, обязались сократить на 40% выбросы парниковых газов до 2030 года по сравнению с показателями 1990-го), газ — самое оптимальное топливо для ТЭЦ. Продукты его сгорания куда меньше загрязняют атмосферу, чем уголь и тем более мазут. А закрыть «зеленой» энергетикой все потребности ЕС просто нереально.

Не стоит упускать из виду еще момент. Еще 10−15 лет назад назывались совершенно другие цифры поставок газа в обход России. Например, нереализованный проект газопровода «Набукко» из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС имел проектную мощность 26−32 млрд. кубометров газа в год. Это значит, что нынешние 10 млрд. кубометров азербайджанского газа — все, что Евросоюз сумел вымучить за 10 лет отчаянного поиска «голубого топлива» на южном направлении. На мой взгляд, это более чем скромный результат.

«СП»: — Почему ЕС, следуя политике диверсификации поставок, ищет газ именно на юге?

— Евросоюз упорно считает, что страны юга и юга-востока Европы находятся в серьезной зависимости от России. И это действительно так. Но парадокс заключается в том, что ТАП будут прокладывать в Италию — а как раз итальянцы от российского газа критически не зависят.

На мой взгляд, строительство Трансадриатического газопровода превратилось в политический анекдот. Изначально европейцы говорили, что необходимо решить проблему зависимости от России таких стран как Болгария, Греция и Сербия. А в результате из 10 мдрд. кубов газа по Трансадриатическому газопроводу львиная доля — 8 млрд.- пойдет в Италию, на весьма конкурентный рынок, где имеется и «голубое топливо» из Северной Африки, и катарский СПГ. Как же, спрашивается, этот газопровод решит изначальные задачи?!

Не говоря о том, что контракты на поставки по Трансадриатическому газопроводу заключены долгосрочные, с привязкой к нефтяным котировкам — а ведь именно против этого выступал Евросоюз все последние годы.

«СП»: — Почему ЕС играет по двойным стандартам?

— Изначально шли разговоры, что мощность ТАП будет повышена до 30 млрд. кубометров, а Россия построит «Турецкий поток». В этом случае российский газ смог бы конкурировать за тот же итальянский рынок с любым газом, который пришел бы в точку начала ТАП — в Грецию.

Но Евросоюз банально испугался. Он не знает, какой газ, кроме российского, придет в эту точку. Поэтому расширение ТАП отложено в долгий ящик, а Азербайджан получил исключительное право, в обход Третьего энергопакета, на 100-процентное заполнение «трубы». Так и хочется спросить Еврокомиссию: а как же ваша идея честной конкуренции, во имя которой якобы принимался Третий энергопакет?!

Другими словами, шампанское по случаю начала строительства ТАП выпито, но вопросов осталось немало. На мой взгляд, истинная причина происходящего — Евросоюз, продвигая проект ТАП, старательно показывает США, что борется с Россией.

Думаю, итоги этой политики будет уместно подвести после завершения строительства Трансадриатического газопровода: подсчитать, насколько реально снизится зависимость Европы от российского газа. На мой взгляд, 10 млрд. кубометров — не та цифра, от которой «Газпром» перестанет спать спокойно…

— Газ первой очереди месторождения Шах-Дениз сейчас идет в Грузию и Турцию, — напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — И вот теперь Азербайджан с европейскими партерами планирует запустить вторую очередь месторождения на шельфе, и построить трубу в Италию.

Замечу, что плановая мощность поставок второй очереди -16 млрд. кубометров «голубого топлива» в год. Из них 6 млрд. газа должны остаться в Турции, и по 1 млрд. — в Болгарии и Греции. В итоге, до Италии дойдет 8 млрд.

На первый взгляд может показаться, что этот газ действительно составит конкуренцию российскому. На деле, это не совсем так: «Газпром» осуществляет поставки в северные, промышленно-развитые районы Италии, а Трансадриатический газопровод приходит на итальянский юг. Этот юг получает сейчас «голубое топливо» по газопроводу из Ливии, плюс СПГ из Катара. Так что азербайджанский газ, скорее, будет конкурировать именно с этими поставками.

К тому же 10 млрд. кубов придут из Азербайджана не в одно мгновенье. Поначалу объемы наверняка будут намного скромнее — их будут наращивать постепенно, в течение нескольких лет. И главная проблема Азербайджана заключается в том, что к этому времени добыча на Шах-Дениз-1 начнет снижаться.

В результате, перед Баку встанет трудный выбор: либо ограничивать внутреннее потребление, либо урезать поставки в Турцию и Грузию, либо закрывать газом Шах-Дениз-2 прежние контракты, и сокращать поставки в ЕС.

Азербайджан уже сегодня пытается подстраховаться от такой ситуации, и ведет переговоры с «Газпромом» о расширении закупок. В итоге, вполне возможно, по Трансадриатическому газопроводу пойдет и российский газ.

Другими словами, история с ТАП затрагивает интересы России. Но нельзя сказать, что новый газопровод принципиально изменит ситуацию на европейском рынке.

«СП»: — Европа в перспективе сможет отказаться от российского газа?

— У ЕС нет альтернативных поставщиков, которые могли бы предложить газ европейцам по конкурентным ценам. Скажем, суммарные затраты на освоение второй очереди Шах-Дениз оцениваются в $ 45 млрд. Это говорит об одном: себестоимость азербайджанского газа будет очень высока, и Европа заплатит за него сполна.

На деле, ЕС могли бы «спасти» поставки газа из Ирана. Но для этого нужно проделать такой объем работы, что тема иранских поставок возникает лишь в глубоко теоретических дискуссиях. Я считаю, только если будет построен газопровод из Ирана в ЕС, позиции «Газпрома» на европейском рынке могут быть поколеблены…

Из досье «СП»

Соглашение о строительстве ТАП было подписано в Афинах 13 февраля 2013 года Грецией, Албанией и Италией, ЕК. В документе говорится, что в проект будет инвестировано € 5,6 млрд за пять лет, € 2,3 млрд из которых приходятся на его участок в Греции.

Общая протяженность TAП будет составлять около 870 км. Планируется, что газопровод протянется на 543 км по территории Греции от города Комотини на северо-востоке страны, пересечет Албанию (около 205 км) и по дну Адриатического моря (около 110 км) достигнет юга Италии, на территории которой будет построено еще 5 км трубопровода. По всему наземному маршруту трубы будут залегать на глубине 1,5 метра под землей.

Строительство сухопутной части ТАП в Греции, Албании и Италии начнется в 2016 году и завершится в течение 3,5 лет. Строительство морской части будет вестись зимой 2017−2018 годов. В 2019 году пройдут подготовительные работы по вводу газопровода в эксплуатацию, а начало поставок газа по TAП запланировано на 2020 год. Пропускная способность трубопровода составит 10 млрд. кубометров газа в год с возможностью ее увеличения до 20 млрд. кубометров.