Китай уже несколько лет работает в области добычи сланцевого газа с переменным успехом, что связано прежде всего со сложным геологическим строением пластов в стране.

Однако времена меняются, и благодаря добыче сланцевого газа крупнейшая азиатская экономика может стать второй в мире страной по объему добычи природного газа.

По оценкам Администрации по энергетической информации, которую она приводит в своем последнем отчете International Energy Outlook 2016, Китай, который в прошлом году добывал 500 млн куб. футов(14 млн куб. м) сланцевого газа в сутки, к 2040 г. может увеличить этот показатель до 20 млрд куб. футов (0,5 млрд куб. м) в сутки.

Несмотря на то что до 2040 г. должен пройти значительный промежуток времени, однако это по-прежнему очень большой рост, а кроме того, у Китая могут быть причины развивать добычу сланцевого газа.

Во-первых, крупные китайские нефтегазовые компании переживают не лучшие времена не только из-за падения цен на нефть, но также и из-за роста числа выработанных месторождений, многие из которых находятся на грани истощения.

Тем не менее спрос на энергию не снижается, и страна по-прежнему занимает первое место в мире по потреблению энергии: потребление энергии здесь на 30% выше, чем в США, согласно данным World Finance.

Во-вторых, в настоящий момент Китай по большей части зависит от угля, использование которого обеспечивает основную долю энергетического спроса страны.

Тем не менее власти стали уделять больше внимания вопросам защиты окружающей среды, связанным с использованием угля, являющимся самым дешевым и самым «грязным» горючим ископаемым, которое способствовало промышленной революции в стране, сделавшей Китай мировой экономической державой.

При этом рост потребления энергии в Китае по-прежнему вызывает надежду у других стран мира на то, что это приведет к развитию сопутствующих секторов.

Именно поэтому многие обвинили именно Китай в недавнем падении цен на энергоресурсы и металлы.

В целом Китай становится более сознательным в вопросе экологии и вредных выбросов, а газ воспринимается как отличная альтернатива углю, так как это более «чистое» топливо.

В-третьих, экономика Китая наконец отходит от тяжелой промышленности, так как страна развивает экономическую модель, ориентированную на сферу услуг.

Такое изменение экономической стратегии негативно сказалось на экспортерах энергии, рассчитывавших на эту азиатскую экономику и ее высокий спрос на энергию, который мог принести им высокие доходы.

Однако кроме Китая есть еще Индия, которая займет роль индустриального драйвера в регионе.

Плохие новости для нефти – это хорошие новости для газа, поэтому многие международные компании стали делать ставку на рост использования этого чистого топлива в Китае.

При этом компании вполне логично сделали ставку на то, что внутренних запасов конвенционного газа в Китае недостаточно для самообеспечения, а сланцевый газ очень сложно добывать.

Некоторые аналитики считают, что сланцевый газ в Китае – это еще больший обман и пузырь, чем в какой-либо другой стране.

С ними, правда, не согласны аналитики Администрации по энергетической информации США.

Китай снова и снова доказывает, что если страна намерена что-то сделать, то это упорство помогает добиться многого.

Кроме того, аналитики отмечают пример США, которые, по их мнению, приближаются к самообеспечению в области энергии благодаря сланцевой революции.

Это стремление к самообеспечению может сыграть злую шутку с ценами на газ, предупреждают эксперты интернет-издания Oilprice.com.

По их мнению, шансы на успех этой идеи нельзя недооценивать, учитывая перечисленные выше факторы.

Китай стремится снизить свою энергетическую зависимость, и аналитики полагают, что страна готова добывать сланцевый газ, запасы которого считаются крупнейшими в мире, а точнее в 1,7 раз выше, чем в США.

Наступить на чужие грабли?

Тем не менее многие аналитики высказывают сомнения относительно того, что Китай действительно решит наступить на грабли США и будет развивать сланцевую добычу.

Дело в том, что сланцевый пузырь в США уже привел к банкротству множества компаний, так захочет ли Китай перенимать чужой, такой негативный, опыт.

Согласно недавнему отчету Deloitte на грани банкротства находится порядка 175 энергетических компаний США, долговая нагрузка которых суммарно составляет около $150 млрд.

Поскольку стоимость их акций постоянно снижается, то даже продажа активов уже не позволяет привлекать достаточного количества средств для поддержания жизнедеятельности.

Кроме того, если раньше эти компании, пусть и под высокую ставку, но могли привлекать финансирование за счет выпуска облигаций, то сейчас такой возможности уже нет. Банки прекрасно понимают, какой риск в себе несут инвестиции в долговые бумаги таких компаний, и всячески их избегают.

Американские компании массово сокращают объемы добычи, продают активы, сокращают персонал и используют все возможные и невозможные меры, чтобы сократить расходы.

При этом, по оценкам Министерства энергетики США, объемы добычи нефти на ключевых сланцевых формациях в Северной Америке в ближайшей перспективе продолжат снижаться.

Аналитики EIA прогнозируют, что добыча сланцевой нефти в 7 основных сланцевых формациях в США в сентябре по сравнению с августом сократится еще на 85 тыс. баррелей в сутки. Речь идет о формациях Баккен, Игл Форд, Марселлус, Ниобрара, Пермиан, Утика и Хейнсвилл.

Отказаться от негативного опыта США решили и власти Шотландии, однако это было связано с вопросом экологического ущерба.

Парламент Шотландии проголосовал за введение моратория на использование технологии фрекинга.

В результате голосования было принято решение запретить использование технологии гидроразрыва пласта, которую связывают с негативным влиянием на здоровье людей и окружающую среду.

Голосование в шотландском парламенте прошло сразу после того, как местные лидеры в Северном Йоркшире Великобритании одобрили проведение промышленных испытаний, которые также включают разрешение на фрекинг в стране впервые за более чем пять лет.

Великобритания остается одной из немногих европейских стран, которая пока не запретила использование технологии фрекинга на национальном уровне.

Отмечается, что многие аналитики в Европе рассматривают эту технологию как способ снизить зависимость от поставок российского газа.

Но какой путь выберет Китай, который активно сотрудничает с российскими энергетическими компаниями («Роснефть», «Газпром»)?

«В 2011 году в США был опубликован доклад, согласно которому КНР была лидером по технически извлекаемым объемам сланцевого газа, — напоминает заместитель Института национальной энергетики Александр Фролов. — Китайцы заинтересовались. Но для начала они купили доли в североамериканских месторождениях, чтобы «в поле» познакомиться с передовым опытом добычи нетрадиционных углеводородов».

«В 2013 году уже на территории Китая было пробурено около 80 разведочных скважин. Тогда же КНР объявила первоначальные планы по добыче: 50 млрд куб. м к 2015 году и 120 млрд куб. м к 2020 году, — отмечает он. -

В реальности в 2015 году, по имеющимся сведениям, объем добычи составил порядка 6 млрд куб. м. Планы на 2020 год пришлось пересмотреть в сторону уменьшения — до 30 млрд куб. м».

В итоге сейчас Китай намеревается нарастить импорт газа к 2030 г. с нынешних 53-60 млрд куб. м до 190-270 млрд куб. м. Глобальных планов по сланцевому газу сейчас никто не озвучивает, отмечает аналитик.

Кроме того, Китай проводит работы по расширению мощностей для приема сжиженного природного газа, по развитию системы газопроводов из Центральной Азии, а также по газопроводу «Сила Сибири».

В связи с этим вызывают большие сомнения ожидания экспертов относительно того, что Китай будет развивать сланцевую добычу столь же динамично, как США.