ЕС намерен принять решение о возможном снятии ограничений на доступ «Газпрома» к газопроводу Opal в Германии, пишут СМИ. Эксперт по энергетике Сергей Правосудов в эфире радио Sputnik отметил, что Европе приходится смириться с реальностью.

Европейский союз намерен к понедельнику, 31 октября, принять решение о возможном снятии ограничений на доступ «Газпрома» к газопроводу Opal в Германии, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на источники, знакомые с ходом рассмотрения дела.

По словам собеседников агентства, решение будет принято после намеченной на среду встречи в Брюсселе, участие в которой примут зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, замглавы российского Минэнерго Анатолий Яновский и еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер.

Накануне газета Wall Street Journal со ссылкой на два источника, знакомые с ситуацией, сообщила, что по условиям достигнутого соглашения «Газпром» сохраняет исключительное право на использование 50% мощности Opal. При этом 10-20% мощности газопровода должны быть открыты для использования другими поставщиками газа, сообщили источники издания. Оставшиеся 30-40% будут выставлены на аукцион, к участию в котором будет допущен и «Газпром».

В Opal поступает российский газ, приходящий в Европу по «Северному потоку», но из-за ограничений европейских регуляторов газопровод загружен только наполовину. «Газпром» уже не один год пытается добиться от Еврокомиссии (ЕК) полного доступа к мощностям трубопровода.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что снятие ограничений с «Газпрома» стало бы абсолютно логичным решением.

«Это давно ожидаемое решение, потому что оно абсолютно проникнуто логикой. Изначально, когда был построен газопровод, было получено разрешение от германского регулятора на стопроцентный экспорт газа, так как никакого другого газа там просто нет. По законам Российской Федерации «Газпром» обладает монополией на экспорт трубного газа, поэтому никакой другой газ по «Северному потоку» в Европу прийти просто не может. Но ЕК воспользовалась каким-то своим правом, и решила, что 50% должны поставлять какие-то сторонние поставщики. Какие сторонние поставщики? Откуда они возьмутся?», – сказал Сергей Правосудов в эфире радио Sputnik.

Эксперт отметил, что ограничения со стороны Еврокомиссии для «Газпрома» были введены, когда в Европе сокращалось потребление газа, однако сейчас ситуация изменилась.

«Надо понимать, что это было сделано, когда потребление газа в Европе снижалось, и использование Opal на 50% было терпимо. Но в последнее время ситуация изменилась. Возобновляемая энергетика используется не так активно, потому что она сильно проигрывает по цене по сравнению с традиционной, уголь стал не так привлекателен. Потребление газа в Европе сейчас достаточно быстро растет. И ЕК, несмотря на всю свою политическую ненависть к России, к «Газпрому», к российскому газу, вынуждена смириться с реальностью – что российский газ нужен, его потребление в Европе растет, собственная добыча снижается, и это неизбежный процесс. И приходится скрепя сердце пойти на такое решение», – считает Сергей Правосудов.

По его мнению, в целом ЕС при принятии решений руководствуются больше политикой, чем экономикой. Примером может служить отказ от реализации проекта газопровода «Южный поток».

«Если посмотреть, как они (европейцы – ред.) себя изначально вели в отношении «Южного потока», то было совершенно непонятно, чего они добиваются. То есть не было никакой экономической логики, а был чисто политический запрет на строительство этой трубы. Они исходят из того, что труба через Украину – хорошая. Но она не хорошая, она давно уже изношенная, а это означает, что так или иначе она в ближайшее время выйдет из строя. И, соответственно, сейчас им нужны новые мощности», – сказал Сергей Правосудов.