Аналитик Александр Фролов — о том, почему Украина устроила блокаду Донбассу и тем самым обрекла себя на веерные отключения

На Украине разгорается очередной энергетический кризис. На этот раз «ветераны АТО» организовали блокаду Донбасса, перекрыв поставку необходимого электростанциям Украины угля. Запасов мало, а планы по импорту угля из ЮАР и США слишком похожи на сказки для школьного возраста. Об импорте угля или электричества из России речь не идет. Хотя реальных альтернатив нет. Украинскому руководству предлагают готовить население к веерным отключениям электричества и ввести чрезвычайное положение.

В конце января «ветераны АТО» под руководством ряда депутатов Верховной рады Украины перекрыли железную дорогу — важную торговую артерию между непризнанными республиками и Украиной. Сделано это было под предлогом «прекращения торговли с оккупантами», что, по мысли организаторов блокады, должно привести к прекращению войны.

Напомним, что подобными соображениями руководствовались незаконные вооруженные формирования, которые более года назад пытались устроить энергетическую блокаду Крыма. По их задумке, оставшись зимой без электричества, жители полуострова захотят вернуться в состав Украины. Как тут не вспомнить одно из определений безумия: делать то же самое и надеяться на другой результат.

После начала блокады со скандалом был остановлен идущий в ЛДНР поезд, а затем «неизвестные» спилили рельсы. Руководство блокады, как и во время подрыва ведущих в Крым линий электропередач, открестилось от этой диверсии, но назвало совершивших ее «сознательными украинцами». Вероятно, рельсы стоит поискать в ближайшем пункте приема металлолома.

Внезапно выяснилось, что по перекрытой железной дороге украинские товары поступают не только в непризнанные республики. Торговля идет и в обратном направлении. Из ЛДНР на Украину поступает уголь. Уже в начале февраля на аварийный режим работы из-за недостатка топлива пришлось перейти Славянской ТЭС. Увеличились отборы газа — за первую декаду февраля было использовано на 32% больше голубого топлива, чем за тот же период прошлого года. Всего было потрачено около 1,8 млрд куб. м, из которых 752,6 млн куб. м пришлось отобрать из подземных хранилищ (ПХГ). По состоянию на 14 февраля в украинских ПХГ осталось 8,97 млрд куб. м. Но о том, чем это грозит в нынешних условиях, мы скажем позже.

Несколько дней назад в украинском руководстве обсуждалась возможность покупки угля у ЮАР и США. Перспективы импорта африканского угля Украина протестировала в конце 2014 года. Этот энергоноситель оказался существенно дороже, а также неподходящего качества. При этом транспортная инфраструктура Незалежной оказалась не готова к приему угля из ЮАР в необходимых объемах. Ровно те же проблемы ждут Украину при закупке угля в Соединенных Штатах — дорого, мало, не то качество.

Открыто пошли разговоры о возможных веерных отключениях и введении чрезвычайного положения. Но здесь мы отвлечемся на минуту от динамичной внутренней политики Украины и поговорим про ее энергетический сектор.

Украина обладает атомной энергетикой. Но в установленной мощности она составляет порядка трети, а в общем объеме производства электроэнергии последние годы упорно стремится к 50%. Однако объем производства электроэнергии АЭС практически не меняется — около 20 млн т нефтяного эквивалента. Атомные электростанции слабо приспособлены к перемене суточного потребления. И они не способны обеспечить Украину электричеством на 100%. Поэтому роль ископаемых источников энергии на Украине столь же высока, как и роль атома.

Уголь — жизненно важное сырье для Украины. Он необходим не только электростанциям, но и металлургии. В 2013 году Украина потребила порядка 70 млн т угля. В 2016 году этот показатель снизился до 53 млн т. Разумеется, резкое падение вызвано и тем, что официальная украинская статистика с 2014 года не учитывает показатели утраченных территорий. Наиболее сильно этот факт сказывается на показателе производства. Если в 2013 году на Украине было произведено 40,8 млн т угля (в нефтяном эквиваленте), то в 2015 году этот показатель снизился до 17,4 млн т н.э.

До гражданской войны 70% производства угля на Украине обеспечивал Донбасс. Еще порядка 20–23% давала Днепропетровская область, а остальное приходилось на западные регионы страны. Наиболее важным сырьем для электростанций является антрацит. По словам украинского министра энергетики и угольной промышленности, антрацит практически полностью поступает из «зоны АТО» в объемах более 9 млн т в год. И украинское руководство даже приняло крайне капиталоемкий план снижения зависимости от донбасского угля. Существуют сомнения в том, что у государства найдутся для этого деньги, которые при этом смогут освоить целевым образом. Но в пользу реализации этих грандиозных планов говорит стремительное вымирание украинских потребителей электроэнергии — в первую очередь речь о крупных промышленных предприятиях. Чем меньше потребителей, тем меньше зависимость от энергоресурсов.

13 февраля Министерство энергетики и угольной промышленности Украины предложило кабинету министров ввести в энергетической отрасли чрезвычайное положение, так как запасов антрацита хватит всего на 40 дней. Хотя это средняя температура по больнице. На некоторых станциях запасы куда скромнее.

На этом фоне стоит ожидать, что отбор газа из хранилищ ускорится. Ведь нарастить собственную добычу практически невозможно, а поставки российского голубого топлива со стороны Европы также ограниченны. Сейчас запасы в ПХГ находятся на исторических минимумах. Украине могла бы помочь Россия, как уже случалось при подобных обстоятельствах в конце 2014 года. Но обращаться к нашей стране государственные мужи Украины считают ниже своего достоинства.

Сложившаяся ситуация не только бьет по промышленности Незалежной и ставит под угрозу жизни ее граждан, но и угрожает экспорту российского газа в страны Евросоюза. Возможно, европейским друзьям независимой Украины стоит вмешаться. А организаторам блокады Донбасса из числа депутатов Верховной рады хочется посоветовать перечитать прекрасный рассказ Чехова «Злоумышленник».