Прекращение поставки газа в Турцию через Румынию и Болгарию с вводом в эксплуатацию морского участка «Турецкого потока» вызовет претензии стран-транзитеров, но ощутимых последствий «Газпром» и Россия не ощутят. Такую мысль озвучил ФБА «Экономика сегодня» замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Большую часть российского газа Турция сегодня получает по Трансбалканскому газопроводу, проходящему через Украину, Болгарию и Румынию. С вводом первой нитки «Турецкого потока» этот маршрут перестанет использоваться, то есть страны-транзитеры потеряют огромные деньги. Конечно, Болгария и Румыния территориально меньше Украины, по территории которой пролегает около тысячи километров газопровода, потому их выпадающие доходы будут суммарно ниже. Однако по той же Болгарии проходит 250 километров «трубы», прибыль от перекачки на 100 километров по два доллара каждой тысячи кубометров из 14 миллиардов в год дадут повод заявить о претензиях и даже подать в суд», — отмечает эксперт.

Ранее на российском официальном портале правовой информации было опубликовано межправительственного соглашения между Москвой и Анкарой и Турции, согласно которому маршрут через Украину, Румынию и Болгарию со вводом морского участка «Турецкого потока» прекращается. Сегодня Россия транспортирует газ в Турцию по газопроводу «Голубой поток» напрямую по дну Черного моря и Трансбалканскому газопроводу. Мощность последнего составляет до 14 млрд кубометров в год. Доходы от поставок получают все страны-транзитеры, по которым проходит трубопровод.

«Наибольшие претензии России по выпадающим доходам выставит Болгария. Это одна из беднейших стран Евросоюза, потеря прибыли по транзиту для нее весьма болезненна. Но стоит вспомнить, что именно София «похоронила» перед этим два энергопроекта с Россией, наиболее известный из которых «Южный поток» – он сулил Болгарии немалые перспективы и прибыли. В 2015 году, поняв свою ошибку, страна намекала, что готова «продолжить переговоры с Москвой». Но к тому моменту российскому руководству это интересно уже не было.

Потеряв деньги, Болгария выступит с громкими политическими заявлениями и, возможно, даже попытается подать в суд. Тут стоит вспомнить, что семилетний проект (2007-2014), который она «рассматривала» проект «Южного потока» обернулся России немалыми тратами. Москва заявила, что претензий из-за этого к Болгарии не имеет. И в будущем диалоге из-за «Турецкого потока» это может стать весомым аргументом в подсчетах, кто сколько потерял. И хотя в конце концов Россия даже может пойти на какие-то компенсации, которые выльются Болгарии в скидки на газ, все понимают: София в конечном итоге уже потеряла в миллионы раз больше», — подчеркнул эксперт.
Фактор риска – Украина

Как известно, проект Москвы и Анкары по строительству первой нитки газопровода «Турецкий поток» призван избавиться от транзитной зависимости при поставках газа в Турцию. Ее мощность составит мощностью 15,75 млрд кубометров в год – то есть, немногим больше, чем Трансбалканская «труба». В первую очередь риски создает Украина – никто не может поручиться, что ее изношенная и не модернизировавшаяся с советских времен газотранспортная система не даст сбой в любой момент. Предполагается, что первая нитка «Турецкого потока» будет введена в 2019 году. А в декабре этого же года истекает срок транзитного контракта с Киевом, продлевать который больше не придется.

«Риски из-за старого украинского оборудования осознают все, включая руководство этой страны. В 2014 году Киев заявил Европе, что готов на концессионное сотрудничество с любой компанией ЕС, которое вложит деньги в ремонт и модернизацию газовых магистралей на своей территории. Предложено было даже 49 процентов акций компаний-оператора, которая будет создана концессионерами. Ни одного желающего вкладывать средства не нашлось. Потому что речь идет уже не о ремонте, а практически о строительстве нового трубопровода со всем оборудованием – расходы вполне сопоставимы. В Европе никому это не нужно.

Румыния спокойно переживет выпадение транзитных доходов от ввода «Турецкого потока» – хотя бы потому, что у нее есть весьма прибыльные совместные проекты с «Газпромом», которые приносят реальные деньги. Болгарии же, прежде чем начать активную антироссийскую кампанию, придется всерьез задуматься, что неплохо для этого иметь альтернативные варианты поставок газа. Пока таковых у нее нет.

При этом Софии частично придется утешиться тем, что она сама при отключении Трансбалканского трубопровода не остается без топлива. По иронии судьбы, та самая магистраль, что сегодня приносит ей прибыли, станет единственным вариантом снабжения. Если раньше газ поставлялся через Болгарию в Турцию, то в 2019-м произойдет реверс – поставляемое Анкаре по «Турецкому потоку» «голубое топливо» будет закачиваться в обратном направлении. Иначе страна просто останется без газа», — делает вывод Александр Фролов.