Вариант немецкого бизнеса о «легальном решении» ситуации с турбинами Siemens‍ имеет сразу несколько возможностей для реализации с пользой для России – вопрос теперь в том, насколько концерн ФРГ заинтересован в работе в РФ. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Ожидалось, что Siemens‍ хватит влияния замять историю с крымским и турбинами и избежать серьезного давления на концерн. Ведь как минимум часть руководства немецкой компании, прекрасно понимала, для чего Москве нужны эти турбины и куда их установят. Но давление нарастает, и теперь все зависит от договороспособности Siemens‍. Сегодня есть несколько вариантов развития событий.

К примеру, Россия может официально вернуть турбины и получить за них деньги. Через некоторое время оборудование будет реализовано, к примеру, китайской компании, которая совершенно легально продаст турбины России. При этом турбинам даже необязательно покидать место, где они сейчас находятся. Siemens при этом избегает всех претензий, а Крым получает дополнительные мощности генерации‍», — отмечает специалист.

Сегодня управляющий директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс заявил: если Россия согласится вернуть Siemens поставленные в Крым турбины, проблема будет «легально решена». «Все еще действует предложение выкупить турбины обратно, и я не совсем понимаю, почему российская сторона пока отказалась от такого простого, выгодного всем решения», — объявил он. И добавил: из-за большого общественного резонанса «определенного негативного эффекта избежать не удастся».

«Севастопольская ТЭС должна запускаться в тестовом режиме уже в сентябре, найти другие турбины за отведенные сроки будет очень проблематично. Это наталкивает на мысль, что запрашиваемое оборудование в любом случае Москва возвращать не намерена. С другой стороны, без новых ТЭС, пока проблема турбин решается, полуостров вполне может обойтись.

Сейчас Крым нуждается в генерации 1,3 гигаватта электроэнергии. Около 800 МВт обеспечивает энергомост, мобильные газотурбинные электростанции, в том числе снятые с олимпийских объектов, дают еще 350, столько же – мелкой генерации, 176 мегаватт обеспечивают собственные источники. То есть Крым энергией полностью обеспечен. Другое дело, что ее выработка в полтора раза менее эффективна, чем дадут ТЭС, но в случае проблем затягивание ввода проблемой не будет», — подчеркивает специалист.

Siemens сможет «расслабиться» в суде

В начале июля Siemens заявил, что четыре турбины, предназначенные для проекта в Тамани, в нарушение санкционного законодательства Запада поставили в Крым. Немецкий концерн намерен разорвать лицензионные соглашения с российскими компаниями и приостановить поставки по контрактам с подконтрольными государству фирмами. В «Технопромэкспорте» подчеркнули, что приобрели турбины на вторичном рынке и их модернизировали российские специалисты.

При этом Хармс признает: «Siemens находится уже 165 лет в России, это ключевой для компании рынок. Мы очень довольны, и российское правительство довольно действиями Siemens… Компания делает фантастический бизнес там, и было бы очень жалко, если бы это помешало ему».

«Есть компромиссный вариант, который устроит всех – РФ и Siemens идут в суды, где Москва убедительно доказывает: оборудование германского концерна прошло настолько глубокую модернизацию, что уже не может считаться продукцией Siemens. В этом случае немецкий концерн официально вне претензий, турбины успешно работают в Крыму, поводов для скандала больше нет.

Пока же Siemens предстоит взвесить риски и понять, где убытки больше – в результате санкционных штрафов и возможных потерь на рынках, или в РФ, где концерн получает фантастические прибыли. Потому что для России поддерживать немецкую экономику – дело хорошее, но только когда это взаимовыгодно. Опустевшую торговую нишу после ухода Siemens могут занять российские компании, которым очень нужен стимул для развития и крупные заказы», — заключает Александр Фролов.