В план развития немецкой газотранспортной сети до 2026 года не вошли пять проектов, связанных с «Северным потоком — 2». Об этом заявило Федеральное сетевое агентство Германии. По мнению немецкого ведомства, все пять проектов являются «ненадёжными».

Ситуация вокруг новой нитки газопровода обострилась после принятия палатой представителей конгресса США нового пакета санкций против России. RT выяснял, кто препятствует реализации «Северного потока — 2».

«Пять проектов, связанных с расширением «Северного потока», по мнению Федерального сетевого агентства, все ещё слишком ненадёжны. Они должны быть приняты в план развития сети лишь тогда, когда будут получены разрешения на расширение «Северного потока», — говорится в обнародованном в среду, 26 июля 2017 года, заявлении Федерального сетевого агентства Германии.

Немецкое ведомство считает необходимым условием получение согласия на строительство второй ветки «Северного потока» всех пяти стран, через территориальные воды и особые экономические зоны которых она должна быть проложена, а также разрешение расширить трубопроводные сети в Северной Германии на 5 млрд кубометров. Второй аспект, который находится в ведении немецкого регулятора, тесно связан с первым. Пока согласие на прокладку «Северного потока — 2» дали три страны: Россия, Германия и Финляндия. Дания и Швеция ещё не дали окончательного ответа.

Кроме того, в своём пресс-релизе немецкий регулятор отмечает, что по трём из пяти проектов, связанных со строительством необходимой инфраструктуры на территории Германии, ведомству не было предоставлено необходимой информации. Два других немцы считают в принципе ненужными в связи с изменениями планов развития внутренней трубопроводной системы страны.

Как заявили представители оператора строительства «Северного потока — 2» Nord Stream — 2 AG, они надеются, что в 2018 году будут получены соответствующие разрешения немецких властей и проекты по расширению газотранспортной сети, связанной с «Северным потоком», будут включены в планы развития немецкой газотранспортной сети до 2026 года.

«Насколько я понимаю, пока это не очень критично, речь идёт в основном о строительстве компрессорных станций, а обычно их строят уже после того, как труба проложена, — отметил в интервью RT генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Но если в следующем году разрешение не будет получено, это станет критичным».

По мнению эксперта, решение германского ведомства — один из элементов долгой борьбы за право «Северного потока — 2» на существование.

«Идёт очень серьёзная борьба как внутри Европы, так и между Европой и США. Это один из элементов этой борьбы. Это ни отмена проекта, ни его ускорение. Это промежуточный этап. Пока противники немного выиграли, немного задержали, но это не окончательное решение», — утверждает Правосудов.

Происки Еврокомиссии

Прокладка труб «Северного потока — 2» по дну Балтийского моря должна стартовать в 2018 году. В это же время нужно начать строительство необходимой инфраструктуры на европейской стороне. Без неё европейцы просто не смогут принимать газ.

Вторая нитка «Северного потока» увеличит вдвое объёмы газа, идущего из России в Германию: с 27,5 млрд кубометров в год до 55 млрд. Газопровод снизит экономические и политические издержки транзита природного газа из России в Европу. Основной маршрут доставки голубого топлива сейчас проходит через Украину и восточно-европейские страны.

Но для осуществления проекта необходимо как минимум неформальное одобрение Европейской комиссии. Сейчас «Северный поток — 2», как и первый «Северный поток», находится вне юрисдикции общеевропейских органов.

Внешнеторговые газовые соглашения на данный момент — зона ответственности стран — членов ЕС. Однако Еврокомиссия с самого начала обсуждения проекта стремится стать стороной переговоров по «Северному потоку — 2».

По мнению Еврокомиссии, раз новая нитка газопровода тянется через территориальные воды и особую экономическую зону стран — членов ЕС, то к проекту необходимо применять нормы внутреннего европейского энергетического права, так называемого третьего энергопакета. Это значит, что Еврокомиссии нужно дать на него разрешение, и к трубопроводу должны получить доступ иные энергетические компании, помимо Газпрома.

Включение ЕК в процесс согласования «Северного потока — 2», отмечают эксперты, может значительно затормозить реализацию проекта, тем более что ряд стран-членов, таких, как, например, Польша, выступают против проекта. 26 июня министры энергетики стран ЕС отложили на осень рассмотрение возможности предоставления Еврокомиссии мандата на участие в переговорах по «Северному потоку — 2», хотя ранее еврокомиссар по вопросам энергосоюза Марош Шефчович выражал уверенность в получении необходимых полномочий.

Но даже если главный исполнительный и законодательный орган ЕС не добьётся своего, у него есть иные рычаги давления.

«Они могут мешать строительству «Северного потока — 2» на территории Европейского союза, — отмечает Правосудов. — Сначала должно быть разрешение регулятора на территории каждой страны, а потом Еврокомиссия должна это утвердить».

Таким образом, создание всей инфраструктуры на территории Европы для распределения газа, получаемого по «Северному потоку — 2», зависит от евробюрократии. А без этой инфраструктуры работа системы невозможна. И если Федеральное сетевое агентство Германии в будущем году утвердит проекты, которые не прошли в нынешнем, то всё равно последнее слово останется за Брюсселем.

Убрать конкурента

На этой неделе «Северный поток — 2» оказался в центре международного внимания. Принятый палатой представителей конгресса США 25 июля новый пакет американских санкций против России, Ирана и Северной Кореи косвенно угрожает проекту, поскольку затронет и европейские компании, работающие над ним совместно с российским «Газпромом». А это такие гиганты, как  Shell, ENGIE, OMV, Uniper, Wintershall. Наиболее обеспокоены немецкие промышленники: Германия должна стать ключевой страной, из которой российский газ пойдёт в другие страны ЕС.

«Неприятнее всего от этого Германии, — отметил в беседе с RT политолог Александр Асафов. — После создания «Северного потока — 2» Германия получает определённые преференции, становится крупнейшим газовым хабом в Европе».

США не хотят усиления Германии в Европе за счёт её сотрудничества с Россией.

Михаэль Хармс, исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики — объединения предпринимателей, работающих с Россией, Восточной Европой и странами постсоветского пространства, в четверг призвал отказаться от политизации «Северного потока — 2».

«Мы отвергаем любые попытки политизировать проект», — заявил Хармс на ежегодной пресс-конференции объединения немецкого бизнеса.

Он подчеркнул, что американские санкции угрожают энергетической безопасности Европы.

Раскритиковал попытки США помешать строительству «Северного потока — 2» и вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин.

«Отказ от «Северного потока», попытка сорвать переговоры по «Южному потоку» и так далее — это такой демарш людоеда, который хочет стать вегетарианцем», — заявил российский чиновник.

По мнению Правосудова, сейчас борьба за газопровод разворачивается между американцами и европейцами.

«Мы в данном случае можем только наблюдать, — отметил эксперт. — Если европейцы скажут: «Нет, нам он (Северный поток — 2». — RT) не нужен!», то нам останется только согласиться».

По мнению Асафова, американское давление на ЕС по поводу сотрудничества в энергетической сфере с Россией имеет под собой преимущественно экономические мотивы.

«Цель — по захвату рынка, поставкам своего сжиженного газа на европейский рынок и, соответственно, давление на Евросоюз по поводу изменения энергетического баланса ЕС в сторону покупки этого американского сжиженного природного газа, несмотря на цену. Он стоит почти на сто долларов дороже российского», — подчеркнул эксперт.

Подготовка к выборам

Правосудов отмечает, что Соединённые Штаты не могут предложить реалистичную замену России на газовом рынке ЕС, но тем не менее давят на европейские страны, чтобы они меньше сотрудничали с Россией.

«Американцы ничего не предлагают, они запрещают, — отмечает эксперт. — Они очень хорошо понимают, что сжиженного природного газа в таких объёмах у них нет, а те небольшие объёмы, которые есть, стоят гораздо больше, чем российский трубопроводный газ».

С точки зрения экспертов, сейчас США занимаются защитой своих экономических интересов, продвижением экспорта своего сжиженного газа в Европу, но при этом преследуют и политические цели. Согласие Европы на уговоры США будет означать, что Старый Свет содействует достижению этих целей вопреки своим экономическим интересам.

«В следующем году выборы президента в нашей стране. И они (США. — RT) говорят: «Давайте попробуем сковырнуть там власть и поставить более дружественных нам политиков. И тогда мы с ними договоримся уже на наших условиях. Но нужно додавить, немного потерпеть, всем напрячься, — заявил Правосудов. — Теперь вопрос к европейцам, поддадутся они на эти уговоры или нет».