Удастся ли США торпедировать Nord Stream 2?

США, ужесточая санкции против России, стремятся вытеснить российский газ из Европы, чтобы обеспечить место для собственных поставок. Об этом заявил председатель правления компании Uniper SE Клаус Шефер в интервью газете Handelsblatt, опубликованном 11 сентября.

«На энергетическом рынке США придерживаются собственных целей, совершенно сознательно содействуя сбыту американского газа», — сказал он, добавив, что это «является проявлением бескомпромиссной промышленной политики».

Глава Uniper SE подчеркнул, что на текущий момент Nord Stream 2 потенциально может подпасть под новые американские санкции. «Это, разумеется, дамоклов меч, поэтому мы будем требовать ясности», — отметил Шефер. По его словам, санкции могут касаться «общих вопросов финансирования» и вложения инвестиций.

«Важно, что европейские и германские политики уже дали ясно понять, что так не может продолжаться. Несогласованные действия между США и Европой сами по себе не целесообразны. В пользу же Nord Stream 2 говорят экономические и энергетические аргументы», — указал Клаус Шефер.

Напомним: 2 августа президент США Дональд Трамп подписал законопроект, предусматривающий ужесточение режима американских санкций в отношении России, Ирана и КНДР. В нем предусмотрены конкретные и жесткие меры за инвестиции более $ 5 млн в год в российские экспортные нефте- и газопроводы, а также за предоставление соответствующего объема товаров и услуг для их строительства.

Принципиальный момент: санкции в рамках Ukranian Freedom Support Act могут быть наложены не только на американскую, но и на любую другую компанию, в том числе европейскую. Они включают запрет на предоставление кредитов от американских банков, блокировку активов в США, а также санкции для менеджмента.

Эти меры направлены против газопровода Nord Stream 2. В тексте закона прямо говорится, что власти США будут продолжать противостоять его строительству из-за «пагубных последствий для энергобезопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине».

При этом указано, что приоритетом Америки должен стать экспорт собственных энергоресурсов «для создания рабочих мест в стране, помощи американским союзникам и партнерам и укрепления внешней политики США».

По сути, заявление Шефера свидетельствует о борьбе, которая разворачивается вокруг Nord Stream 2. Каковы шансы, что США удастся сорвать строительство газопровода, как далеко готова зайти Европа в споре с Америкой, когда дело касается энергетической безопасности?

— США выступали против еще советско-европейских проектов по поставкам газа, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — На деле, Америка всегда против любого газопровода, который направлен из России в Европу или Турцию. Янки не получают этот газ, и не видят никакой выгоды для себя в этих проектах. С другой стороны, они видят, что их союзники таким способом укрепляют свои отношения с Москвой, которую Вашингтон традиционно причисляет к противникам.

Проблема лишь в том, что взамен ничего внятного американцы предложить не могут. Их заверения, что США зальют Европу сжиженным природным газом (СПГ) — всего-навсего пустые обещания. В ЕС хорошо понимают, что насытить европейский рынок американскими поставками технически невозможно.

Именно поэтому попытки Вашингтона блокировать строительство газопроводов в Европу всегда заканчивались неудачей. Но на этот раз, борясь с Nord Stream 2, американцы хотят, прежде всего, сохранить украинский транзит.

«СП»: — Европу устраивает такой вариант?

— Европейцы видят, что представляет собой нынешняя Украина. Это бездонная бочка, в которую вбухиваются европейские деньги, но накапливаются лишь долги. Надежды ЕС, что «незалежная» начнет о себе заботиться, и что в ней появится вменяемый режим, не оправдались. Киев упорно живет за счет подачек Запада и ограбления собственного населения, а главный товар, который украинские власти продают — это их враждебность к России.

Между тем, понятно, что развитие Украины без сотрудничества с РФ в принципе невозможно. И пока такое сотрудничество не будет налажено, ситуация в «незалежной» будет только ухудшаться.

В ЕС понимают, что проблема Украины должна быть решена. Nord Stream 2 — это наиболее простое решение проблемы.

«СП»: — Если Штаты все же блокируют Nord Stream 2, что будет делать Европа?

— В этом случае европейцам придется что-то делать с Украиной. В частности, им придется вбухать огромные суммы, чтобы модернизировать украинскую ГТС. Пока, замечу, никто из европейских компаний не горит желанием это делать — по простой причине. Согласно действующему законодательству Украины, собственником национальной ГТС может быть лишь украинское государство. И когда Киев предлагает привлечь для модернизации ГТС внешних инвесторов, он предлагает им войти в управляющую компанию, которая сама «трубой» не владеет. Другими словами, компаниям предлагается вложить деньги в пустышку. Неудивительно, что с 2014 года на Западе не нашлось желающих принять столь «заманчивое» предложение.

«СП»: — В Европу можно организовать поставки трубопроводного газа из России каким-то иным маршрутом, помимо Украины и Nord Stream 2?

— Чисто теоретически газ в Европу можно поставлять через Турцию, но это обойдется дороже. Если Nord Stream 2 более короткий маршрут, чем «нитка» через Украину, то «Турецкий поток» — более протяженный. Не думаю, что Германия будет всерьез рассматривать такие окольные поставки, когда можно спокойно получать газ по северному маршруту.

Кроме того, в теории можно продолжить еще одну «нитку» по маршруту Ямал-Европа. Но этот газопровод, как мы знаем, проходит через территорию Польши, которая ведет себя не лучше Украины.

На деле, реальной альтернативы Nord Stream 2 у европейцев просто нет. Поэтому, думаю, газопровод будет построен, несмотря на попытки США торпедировать проект.

— США приняли пакет санкций явочным порядком, без консультаций с лидерами ЕС, хотя он прямо затрагивает вопросы европейской энергетической безопасности, — говорит экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Администрация Барака Обамы себе такого не позволяла, и предваряла введение санкций их широким обсуждением с европейскими союзниками. Нынешнее поведение США лишь подтвердило факт, что возникла новая реальность в отношениях американцев с Европой.

Раньше речь шла о евроатлантической солидарности, в которой Вашингтону отводилась роль шеф-партнера. Теперь, в эпоху Трампа, Америка заявила, что ставит себя на первое место, а все остальное для нее вторично.

Безусловно, такой подход не устраивает ЕС. Все же Евросоюз — не банановая республика, а второй по влиятельности экономический центр в мире. Именно поэтому попытки США вмешиваться в европейскую энергетическую политику вызвали справедливую критику.

Интервью Клауса Шефера в Handelsblatt лишь подтверждает позицию ЕС, и его готовность отстаивать свои интересы в споре с американцами.

Да, Германия поставила задачу диверсифицировать свои энергетические источники, и уже сегодня с помощью нетрадиционных источников обеспечивает 20% энергобаланса. Но вместе с тем, ФРГ рассчитывает в течение ближайших десятилетий гарантированно получать российский трубопроводный газ.

Замечу, что у ряда европейских стран проект Nord Stream 2 вызывает озабоченность. Польше, странам Балтии и Скандинавии не нравится перспектива, при которой украинский и польский транзиты будут сокращены, а Германия станет энергетическим центром, который будет распределять чуть ли ни весь российский газ по Европе. И все же в рамках ЕС, вероятнее всего, будут найдены решения, которые сведут эти опасения на нет.

«СП»: — Европа готова всерьез поссориться с Америкой из-за газопровода?

— Пока ЕС занял выжидательную позицию: мол, в США санкционный закон принят, но посмотрим, как он будет реализовываться на практике. Если американцы примут во внимание голос Европы, положения закона, направленные на блокирование Nord Stream 2, так и останутся «мертворожденными».

С другой стороны, США действительно преследуют собственные цели на европейском энергетическом рынке. По оценкам аналитиков, за счет американского СПГ можно полностью закрывать потребности в «голубом топливе» небольших европейских стран, вроде Литвы. И чтобы отвоевать себе место на этом рынке, американцы могут зайти довольно далеко.

Думаю, главным в этом споре станет все-таки финансовый аргумент. Европейцы уже вложили сотни миллионов долларов в Nord Stream 2, и рассчитали долгосрочные прибыли от реализации этого проекта. Это означает, что Европа так просто от газопровода не откажется, пусть и в пику Вашингтону.