Создание «Нафтогазом Украины» отдельной структуры «Оператор ГТС» вызвано желанием привлечь инвесторов к «трубе», но условия, предлагаемые потенциальным инвесторам, совершенно невыгодные. Об этом говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

«Нафтогаз» объявил о создании новой структуры «Оператор ГТС Украины». Задача структуры — обеспечение бесперебойной подачи газа потребителям на Украине и в ЕС.

«29 сентября НАК «Нафтогаз Украины»… согласовала проведение внутренней реорганизации «Укртрансгаза» с целью создания в его структуре филиала «Оператор ГТС Украины», — сообщили в компании, отметив также, что реорганизация — это шаг к выделению функции оператора газотранспортной системы.

Реорганизация получила одобрение в секретариате энергетического сообщества ЕС. «После полного юридического отделения от «Нафтогаза» это подразделение сможет пройти сертификацию оператора ГТС в соответствии с требованиями ЕС», — сообщает пресс-служба «Нафтогаза».

В рамках реформы украинского рынка газа предусмотрено выведение оператора ГТС из «Нафтогаза» и создание нового предприятия.

Сейчас «Укртрансгаз», 100% акций которого принадлежат «Нафтогазу», выполняет функции оператора ГТС Украины. В ее ведении — эксплуатация 12 подземных газохранилищ, которые являются частью ГТС и транзита газа через Украину.

Одни слова

Киев стремится подогнать свою газотранспортную инфраструктуру под нормы европейского законодательства, а это значит, что Третий энергопакет ЕС распространится и на Украину, отмечает Сергей Правосудов.

Напомним, что этот документ обязывает энергокомпании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставлять доступ к магистралям третьей стороне.Можно совмещать добычу и сбыт, но с транспортировкой совмещать нельзя.

«В итоге в «Нафтогазе» решили выделить трубу в отдельную структуру — это и будет «Оператор ГТС». Украина давно уже об этом говорит, но более предметные разговоры пошли в 2014 году, при этом ничего за эти последние три года так и не сделано. Идет какая-то внутренняя работа, но на практике ничего не реализовано. Зато вовсю декларируется стремление к прозрачности — с целью привлечения инвесторов», — говорит эксперт.

Труба будет в стопроцентной собственности украинского государства, при этом ее компания-оператор может продать инвесторам 49% акций. Нюанс в том, что компания-оператор не будет владеть трубой, только управлять ей. Возникает странность, отмечает Правосудов: инвесторам предлагается вкладывать средства, но ничего им не обещая взамен.

«Очевидно, что большого количества желающих на таких условиях не найдется, и инвестировать в модернизацию ГТС потенциальные партнеры спешить не будут. Так что странная схема, неясно, что в итоге они продают. С точки зрения европейского законодательства все выглядит красиво, но как это будет реализовано, большой вопрос», — сказал Сергей Правосудов, отметив, что пока ни одна европейская или американская компания открыто не выразила желания инвестировать в украинскую газотранспортную систему.