Решение польских властей подписать контракт о поставках американского сжиженного природного газа имеет в первую очередь политическое значение, заявил в интервью Sputnik директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов

ТАЛЛИНН, 23 ноя — Sputnik. Польша подписала контракт на пять лет о поставках сжиженного природного газа из США. Об этом, как пишет Sputnik Polska, сообщается на официальном сайте нефтегазовой компании PGNiG.

Газ будет поставляться британской компанией Centrica с расположенного в Луизиане терминала Sabine Pass. Топливо предназначено для рынка Польши и других стран Центральной Европы. Глава PGNiG Петр Возняк объяснил сделку необходимостью повысить энергетическую безопасность региона, где «исторически доминировал российский газ».

Поставки начнутся в 2018 году. Контракт с Газпромом заканчивается в 2022 году. Но учитывая политическую карту, которую сейчас разыгрывает Варшава, желая «дружить» с США, она не может ставить только на Россию. Отсюда и попытки протолкнуть СПГ из Штатов. Возникает вопрос, а смогут ли 9 танкеров СПГ из США обеспечить всю потребность в газе не только Польши, но и других стран ЕС?

С этим вопросом Sputnik Polska обратился к директору Института национальной энергетики Сергею Правосудову.

— Нет, конечно. Это напоминает историю с Литвой, которая взяла в аренду терминал по приему СПГ, причем сразу было понятно, что этот газ будет дороже, чем тот, что поступает по газопроводам из России. А чтобы недовольные потребители не протестовали, в Литве законодательно были закреплены обязательства для граждан этой страны приобретать более дорогой газ.

Потом Литва попыталась уговорить Эстонию и Латвию сделать то же самое, но вопрос завис. А сейчас Польша намерена покупать у США газ по более высокой стоимости, чем у концерна «Газпром». Польша также хочет продавать этот газ странам Евросоюза или, скажем, Украине. Насчет Украины гадать не буду, но захотят ли потребители в странах ЕС платить более высокую цену за топливо? Я сомневаюсь.

Возможно, Польша даже будет обращаться в Европейскую комиссию, чтобы ЕС дотировал ей покупку газа из США, но там тоже желающих тратить деньги маловато! Разумеется, у США есть желание вытеснить с европейского рынка газ из России. Но, во-первых, у США нет СПГ в нужном количестве, а тот, что есть, стоит дороже, чем российский. И я не вижу тут реальных шансов для захвата американцами энергетического рынка Европы.

Что же касается Польши, которая хочет от «Газпрома» снижения цены на газ, а то, дескать, РП не подпишет с РФ нового долгосрочного договора, так что же тут сказать? Разумеется, это может произойти. Но в этом случае Польша, видимо, подпишет с российским концерном контракт на краткосрочной основе. Но он менее выгоден, чем долгосрочный, ибо цена на энергоносители, как на нефть, так и на газ, зависит от колебаний на бирже. Напомню, Украина из политических соображений отказалась от закупок российского газа, но что мы сейчас видим? Она его получает по реверсу из Словакии, но, разумеется, по более высокой цене.

Что же касается Польши, то в июле президент Анджей Дуда сказал: «Мы хотим, чтобы наша страна стала особенным партнером США…» И стало ясно: подписание договора о поставках американского газа будет иметь в первую очередь политическое значение. А его коммерческая составляющая прояснится позже. Но в любом случае российская сторона продолжит, как и прежде, выполнять все условия долгосрочного контракта по поставкам в РП газа из Сибири. Его действие заканчивается в 2022 году. У каждого из нас будет время, чтобы просчитать все плюсы и минусы разных вариантов сотрудничества в энергетической сфере. Как у нас говорят, поживем — увидим.