Вариантов использования главной транзитной инфраструктуры уже не осталось

В последнее время часто можно услышать критику в адрес «Газпрома» за строительство новых экспортных газопроводов. Ведь газопроводы, идущие по территории Украины, загружены не на 100%. Зачем же тратить деньги и строить новые мощности, когда можно использовать существующие? Попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего нужно понимать, что объем экспорта российского газа в последнее время стремительно растет. В 2014 году этот показатель составил 146,6 млрд куб. м, в 2015-м – 158,6; в 2016-м – 179,3, а по итогам 2017 года ожидается свыше 190 млрд куб. м экспортных поставок. Новый газопровод строится несколько лет, поэтому к росту будущих поставок нужно готовиться заранее.

Транзитные мощности на территории Украины создавались с середины 1960-х до середины 1980-х годов. Проектный срок эксплуатации уложенных тогда труб составляет 33 года. Следовательно, даже самые «новые» участки украинской ГТС выходят за пределы проектного срока эксплуатации и их нужно менять. Еще острее обстоит дело в отношении газоперекачивающих агрегатов, большинство из которых устарели и работают на пределе своих ресурсов. Украинская газотранспортная система нуждается в масштабной модернизации. Однако денег на это у Украины нет. Например, специалисты Mott MacDonald (международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Великобритании) насчитали, что Украине необходимо вложить в «трубу» 4,8 млрд долл.  за семь лет (примерно 686 млн долл. в год). Реально инвестируется в 5–7 раз меньше. Уже несколько лет украинские власти пытаются привлечь зарубежных инвесторов, но пока безуспешно. Инвесторов можно понять, ведь долгосрочных гарантий загрузки транзитных украинских газопроводов нет. Действующий контракт на транзит российского газа завершается в конце 2019 года. «Газпром» неоднократно предлагал Украине свою помощь в модернизации ГТС.

Однако украинские власти гордо отказывались от таких предложений, считая газотранспортную систему основой своей независимости. В результате украинская ГТС постепенно приходила в упадок. Функционировать она может благодаря тому, что загружена не на 100%. Наиболее аварийные участки можно отключать, что с успехом и делается. Сейчас много говорят о том, что газопровод «Северный поток» необходим исключительно для того, чтобы обойти Украину. Напомню, что прорабатывать этот проект «Газпром» начал в конце 1990-х годов, когда Украина была дружественной для нас страной и никакого политического конфликта не было. Просто для вывода газа с полуострова Ямал в Европу этот маршрут короче. Протяженность центрального газового коридора, который приходится на Украину, составляет около 6 тыс. км, а северного – 4 тыс. км. Кроме того, северный газовый коридор построен на основе самых передовых технологий. На газопроводе Бованенково – Ухта давление в трубах 120 атмосфер, а далее – 90 атмосфер. В центральном коридоре на российской территории давление – 75 атмосфер, а в Украине многие участки работают на 55 атмосферах. Чем меньше давление в трубе, тем больше газа сжигается для обеспечения его транспортировки.

Среднее расстояние между компрессорными станциями (КС) составляет на севере 240 км, а в центральном коридоре – 120 км. КПД газоперекачивающих агрегатов (ГПА) в северном коридоре в два раза выше. Здесь работают ГПА мощностью 32 и 25 МВт. В результате КС занимают гораздо меньшую площадь. Таким образом, транспортировка газа по северному коридору обходится гораздо дешевле, чем по центральному. Благодаря реализации проекта «Ямал», строительству северного газового коридора и газопровода «Северный поток» российские предприятия смогли наладить производство новейших образцов оборудования. Это дало колоссальный эффект для развития страны. Возникает закономерный вопрос: почему же во времена СССР решили строить более протяженный экспортный маршрут? Дело в том, что вместе со строительством транзитных экспортных мощностей шла масштабная газификация наиболее промышленно развитых регионов страны. В том числе и Украины. Сегодня перед «Газпромом» стоит задача модернизации действующей ГТС. Естественно, лучше модернизировать только те мощности, которые необходимы для обеспечения газом внутреннего рынка, а для экспорта построить новый – более короткий маршрут. Параллельно осуществляется газификация северных районов страны. Не секрет, что тариф на прокачку газа по «Северному потоку» существенно ниже, чем по территории Украины. При этом украинские власти постоянно заявляют о своем желании еще больше увеличить тариф на транзит российского газа. Не приходится удивляться тому, что «Газпром» стремится минимизировать объем транзита через эту страну.

Власти Украины только однажды решились пойти навстречу России в вопросе модернизации собственной газотранспортной системы. В 2004 году «Нафтогаз Украины» и «Газпром» на паритетных началах создали Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. В конце августа 2004 года премьер-министры России и Украины Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали соглашение «О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли». В документе говорилось о том, что Международный консорциум построит новый газопровод Богородчаны – Ужгород длиной порядка 300 км. Он позволит расширить узкое место украинской газотранспортной системы и увеличить экспорт российского газа в Европу. И собственником нового участка станет уже не НАК «Нафтогаз Украины», а российско-украинский консорциум. Соглашение оговаривало, что «Газпром» для транспортировки по этому трубопроводу гарантирует выделение дополнительных объемов природного газа, то есть сверх параметров, установленных прежними межправительственными соглашениями. В 2005 году – 5 млрд куб. м газа, а в 2010 году – 19 млрд куб. м. Предполагалось, что если «Нафтогаз Украины» не сможет поддерживать в хорошем состоянии порядком изношенную систему газопроводов своей страны, то рано или поздно ее также придется передать в распоряжение консорциума, к которому должна была присоединиться какая-то крупная европейская газовая компания. Осенью 2004 года состоялись выборы президента Украины, на которых победил Виктор Янукович. Однако сторонники его оппонента Виктора Ющенко объявили результаты выборов фальсифицированными и устроили массовые протесты. США и ЕС активно поддерживали Виктора Ющенко. В результате оранжевой революции были проведены новые выборы, на которых победил Виктор Ющенко. Он начал проводить демонстративно антироссийскую политику и разорвал соглашение о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Украинская ГТС продолжала приходить в упадок. «Газпром» стал увеличивать объем прокачки газа по маршрутам, идущим в обход Украины. Одновременно «Газпром» повысил цену на газ для Украины до среднеевропейских показателей. В настоящее время Украина вообще не покупает российский газ у «Газпрома», предпочитая закупать его в Европе по более высоким ценам. Все вышеизложенное известно любому специалисту в газовой сфере. Возникает вопрос: почему так много политиков и экспертов агитируют за сохранение украинского маршрута транзита российского газа? При этом крупнейшие европейские компании вместе с «Газпромом» реализовали проект «Северный поток», а сейчас участвуют в финансировании строительства «Северного потока – 2». Почему бы им не вложиться в модернизацию украинской ГТС? Очевидно, что наибольшую выгоду от антироссийской политики Украины получают США. Эта страна не закупает российский газ, но ей выгодно, чтобы между Россией и ЕС находилось государство, власти которого ориентировались бы на американскую политику. С помощью властей Украины американцы могут оказывать давление и на ЕС, и на Россию. Но если Украина перестанет быть крупным транзитером российского газа, то интерес к ней сразу уменьшится. А Россия укрепит партнерство с покупателями газа, так как между нами не будет враждебной прослойки.