Заявление главы Nord Stream 2 AG Маттиаса Варнига, что компания потребует компенсации при изменении газового законодательства ЕС – серьезное предупреждение для Европы. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Nord Stream 2 показала, что при попытках Еврокомиссии (ЕК) законодательно блокировать «Северный поток-2″ она упрется в законы Евросоюза. И сигнал это серьезный, который нельзя игнорировать. Для начала, ЕК пытается нарушить международное право, заявляя о распространении норм Третьего энергопакета на весь «Северный поток-2″. Тогда как международное право гласит: законодательство распространяется только на суверенную территорию государства и его прибрежные воды.

Это все равно, если бы Москва заявила Франции или Италии: согласно законам РФ, платите нам 13% подоходного налога. Это абсурд, но именно этим занимается Брюссель, пытаясь распространить внутренние закона на нейтральные воды Балтийского моря и территорию России. Это просто невозможно», — отмечает эксперт.

Исполнительный директор Nord Stream 2 Маттиас Варниг заявил, что что в случае изменения газового законодательства ЕС компания намерена потребовать компенсации ущерба. «Если впоследствии предписания ЕС будут изменены в ущерб нам, будет поставлен вопрос о компенсации убытков. Я не понял, как должно функционировать расширение европейской газовой директивы на газопроводы вне внутреннего рынка ЕС», — сказал он в интервью немецкому изданию. И добавил: Nord Stream 2 инвестировала в проект, полагаясь на существующую газовую директиву ЕС.

«Когда европейские чиновники блокируют «Северный поток-2″, то стреляют себе в ногу. Ведь газовая инфраструктура Украины изношена – последние 27 лет никто не вкладывался в ее модернизацию и ремонт. Блокировать альтернативные трубопроводы – значит жить одним днем. И каждый день ждать ЧП, вроде того, что недавно произошло в немецком Баумгартене, после которого газ подорожал вдвое. ЕС просто ставит на карту собственную энергетику, на которой базируются экономика и развитие любого государства.

Сигналы о противодействии новым газопроводам идет из США, еврочиновники их только озвучивают. Это чистая политика, идущая вразрез с экономикой и здравым смыслом. Ставить на газотранспортную систему Украины – заведомый проигрыш, речь даже не идет уже о какой-то модернизации, которая потребует суммы, сравнимые со строительством нового газопровода. Эта ГТС уже сегодня напоминает рулетку – каждый день можно ставить на «рванет-не рванет». С этой позиции не нужен «Северный поток» и другие газопроводы – пусть жизнь европейцев заиграет яркими красками, каждый день будет как последний. Остаться без газа – это не фантазии, а вполне реальная перспектива», — подчеркивает специалист.

Судебные перспективы для Европы

ЕК в начале ноября 2017 года предложила внести поправки к газовой директиве ЕС. Их цель — подвести определенные нормы энергетического законодательства Евросоюза ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут из или в третьи страны. Сейчас эти требования не распространяются на морские трубопроводы, а следовательно, и на проект «Северный поток-2″. Nord Stream 2 AG выступает оператором проекта «Северный поток-2″, общая стоимость которого 9,5 миллиарда евро, «Газпром» ее единственный акционер.

Этот проект предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью в 55 миллиардов кубометров газа в год из России в Германию через Балтийское море. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком». Финансовый директор Nord Stream 2 AG Пол Коркоран сообщал, что компания планирует получить разрешения в феврале и начать строительство летом 2018 года.

«Евросоюз в противодействии газопроводу проявляет хитрость, граничащую с глупостью. Коммерческая компания в ЕС обращается в суд, если действия какой-то страны или Евросоюза в целом нанесли ей убытки, не дали получить прибыль. Nord Stream 2 вполне может при распространении норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2″ предъявить претензии. И это огромные деньги – по официальным данным Nord Stream 2 ежегодно получать прибыль порядка миллиарда долларов.

Евросоюз пытается распространить свои законы на территорию других стран – в мире это пытаются сделать только США, но и то стараются завуалировать такую работу. Еврокомиссия пошла по пути юридического абсурда, на что Nord Stream 2 и указывает. В суде компания воспользуется европейскими же законами, чтобы ободрать ЕС как липку. Газопровод рассчитан на 50 лет эксплуатации, миллиард долларов в год доход его владельца — эта математика проста. Очевидна она будет и для судов Европы при рассмотрении этого дела — потерянную выгоду придется возмещать.

В принципе Брюссель может заранее заплатить 50 миллиардов долларов упущенной прибыли, и «Газпром» это вполне устроит – он не будет поставлять газ в ЕС и избавится от связанных с этим проблем. Но когда окажется, что платить за газ по 800 долларов на оптовых площадках Европа не хочет, можем вернуться к вопросу строительства газопровода. Все, что сейчас делает Брюссель, метко охарактеризовал киногерой, сказав «Никогда не стоит недооценивать предсказуемость тупизны», — заключает Александр Фролов.