Газовые переговоры «Газпрома» и «Нафтогаза» могут пойти по двум сценариям, но украинская сторона уже проиграла стратегически. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«После заявления «Газпрома» о расторжении газовых контрактов с Украиной, «Нафтогаз» оказался в очень шатком положении. Даже аналитики этой страны сейчас признают: решение Киева начать газовую войну с Москвой было не самым мудрым, так как сейчас Украина просто не понимает, что делать. И грядущие переговоры с «Газпромом могут пойти по двум сценариям. Первый из них – стремительный.

Ведь уже в мае на Украине нужно начинать закачку газа в подземные хранилища и готовиться к следующему отопительному сезону. Стокгольмский арбитраж же постановил полностью пересмотреть формулу цены покупки газа у России, но не указал спотовые площадки, которые должны быть взяты за основу. «Нафтогаз» же обязан купить у РФ 4,5 млрд кубометров газа или заплатить за них, иначе нарушит решение Стокгольма. Вероятно, осознание этого пункта подстегнет украинскую сторону быть более сговорчивой в переговорах и уже к концу весны удастся решить основные проблемы», — отмечает аналитик.

Накануне зампред правления «Газпрома» Александр Медведев рассказал, что «Нафтогаз Украины» подтвердил готовность к переговорам, их собираются провести в ближайшие дни. Российская сторона намерена обсудить детали расторжения договоренностей с Киевом. Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко позже прокомментировал: Украина не согласна разрывать контракты с РФ и желает поговорить о выполнении решений Стокгольмского арбитража, а также уже выдвинуло «Газпрому» некое требование «о пересмотре тарифа».

«Со стороны выглядит, будто «Нафтогаз» находится в более выигрышной позиции, так как суд «повесил» на «Газпром» обязанность оплатить Украине 2,5 млрд долларов. Это лишь тактическая сиюминутная победа. У «Газпрома» – от головного офиса до самых мелких «дочек» – есть стратегия работы на 15-20 лет вперед, в соответствии с которой он и работает. У «Нафтогаза» нет видения перспектив даже на ближайшие пару лет, и в этом его беда.

Киев упорно не хочет признать то, что очевидно всему миру: газовые доходы Украины полностью зависят от доброй воли России. Без нее газотранспортная система соседней страны никому не нужна – других поставщиков по этому маршруту нет и никогда не будет. И даже если сейчас Украина даже получит присужденные ей 2,5 млрд долларов – что тоже весьма сомнительно, — то в будущем Киев лишится куда больших денег и перспектив. Впрочем, движение к такому финалу уже стартовало», — подчеркивает эксперт.
Мучительный проигрыш

Алексей Миллер заявил, что компания вынуждена немедленно начать процедуру расторжения контрактов с Киевом на поставку и транзит газа по итогам решений Стокгольмского арбитража. Они позволили Украине не платить штрафы за нарушение контрактной планки по выборке газа (правила «бери или плати»), а размер обязательств по закупке голубого топлива на этот и следующий годы снижен примерно в 10 раз. Для «Газпрома» сохранили полный транзитный объем в рамках принципа «качай или плати» на уровне 110 млрд кубометров в год. И при этом концерн должен заплатить за прежние несколько лет за снижение уровня прокачки сырья по украинской территории.

Суд пояснил такой подход: Украине стал не нужен прописанный в контакте с «Газпромом» объем российского газа из-за ухудшения экономической ситуации в стране, поэтому Киеву позволено существенно отклониться от контрактных норм. При этом для российского концерна Стокгольмским судом не были учтены негативные макроэкономические тенденции в странах Евросоюза в период с 2009 по 2017 год, и компании выписан штраф за недостаточный уровень транзита. То есть подход к решениям был явно «однобоким».

«Здесь нужно понимать: Украине в нынешнем и 2019 году предстоит выплатить немалые проценты по ранее взятым кредитам. МВФ и Европа денег Киеву больше давать не хотят. Однако политика требует поддерживать Украину. Потому в ЕС сочли само собой разумеющимся нажать на суд, присудив России выплату немалой суммы в пользу Киева вообще без вменяемых на то причин.

Сможет ли Украина сможет получить эти деньги – вопрос открытый, но даже в случае положительного ответа это вопрос многих лет и длительных судебных заседаний. И в Киеве это прекрасно понимают. Но газовые вопросы в рамках рассыпающихся контрактов нужно решать здесь и сейчас. Потому украинская сторона так стремительно согласилась на переговоры, хотя в последние годы на них не шла принципиально.

Стратегически позиции России существенно крепче – вероятнее всего, Киев пойдет на долгий сценарий решения вопроса, и Москва к этому готова. То есть будет настаивать на заключении новых контрактов, пока идет оспаривание и расторжение прежних договоренностей в европейских инстанциях. То есть существует дилемма – усугублять конфликт и создавать себе новые проблемы или «откатить» ситуацию. Если Украина не желает загнать себя в еще более сложное положение, чем сегодня, придется договариваться», — заключает Александр Фролов.