Аналитик Александр Фролов — о последствиях запуска нового газопровода TANAP для России и Европы

Запуск Трансанатолийского газопровода (TANAP) должен состояться 12 июня. Эта магистраль — часть «Южного газового коридора», по которому азербайджанский газ потечет в Турцию и Европу. В самой Европе этот коридор называют альтернативной российским маршрутам поставок и даже противопоставляют его проектам «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». Но в реальности заметного влияния на положение России на газовом рынке «Южный газовый коридор» не окажет.

Мощность героя новостей последних дней — TANAP — 16 млрд кубометров газа. 6 млрд из них предназначены самой Турции, остальное топливо направится в продолжение TANAP — Трансадриатический газопровод (TAP). Он идет через Грецию и Албанию в Италию. На Балканах осядет 2 млрд куб. м, Италии достанется 8 млрд куб. м.

«Газпром» в прошлом году поставил на внешние рынки порядка 193,9 млрд куб. м газа. Из них в Турцию пошло 29 млрд кубов, в Италию — 23,8 млрд кубов. На фоне таких объемов 16 млрд куб. м «Южного газового коридора» выглядят более чем скромно. А тем более скромно выглядят 6 млрд куб. м, которые полагаются Турции.

Энергостратегия Турции предполагает рост потребления голубого топлива и превращение страны в газовый хаб. На рынке республики найдется место и для поставок из Азербайджана. То есть никому не придется толкаться локтями. Но ведь азербайджанский газ пойдет дальше, в Европу. По такому случаю TAP даже получил исключение из норм Третьего энергопакета: его освободили от резервирования части объемов для других поставщиков газа. Этот пункт, напомню, стал камнем преткновения при реализации «Южного потока».

«Южный газовый коридор» — не первый проект доставки прикаспийского газа в Европу. Более 16 лет прошло с появления проекта «Набукко». В его рамках предполагалось направлять в Европу газ не только из Азербайджана, но и из Ирана и Туркмении. Дела у «Набукко» с самого начала не заладились. В итоге, к началу 2010-х даже самым ярым сторонникам проекта стала очевидна его бесперспективность. К тому моменту он частично трансформировался в «Южный газовый коридор», а частично — в Nabucco-West. Даже когда Nabuco-West похоронили, его сторонники в руководстве Евросоюза не давали «Южному потоку» необходимых для эффективного функционирования исключений из Третьего энергопакета. Во многом поэтому проект был трансформирован в «Турецкий поток» и привёл к реализации «Северного потока-2» в его нынешнем формате.

Кстати, о «Северном потоке – 2». На днях свою лепту в непримиримую борьбу с российским газом внесла еврокомиссар по конкуренции. Она заявила, что этот проект не отвечает интересам Евросоюза, поскольку стратегия ЕС подразумевает получение энергии из разных источников. Ранее ее коллеги уже высказывали сходные тезисы, добавляя, что «Северный поток – 2» — это скорее политический, нежели коммерческий проект. Заметим, что «Северный поток – 2» (55 млрд куб. м) стоит примерно столько же, сколько TANAP (16 млрд куб. м), а «Турецкий поток» (31,5 млрд куб. м) — даже дешевле. Стоимость же обласканного Еврокомиссией «Южного газового коридора» выглядит совсем уж нелепо космической.

Что же до вопроса энергобезопасности региона, то поставки России в Европу в 2017 году оказались на 30 млрд куб. м выше весьма неплохих показателей четырехлетней давности. За этот период другие игроки не выстроились в очередь, чтобы удовлетворить европейский спрос. Особенно это было заметно в начале десятилетия, когда значительно выросли поставки «Газпрома» в Италию — с 15 млрд куб. м до 25 млрд куб. м. Показательный пример в свете грядущего строительства Трансадриатического газопровода.

Причиной роста российских поставок стала крайне «продуманная» политика Евросоюза в отношении Ливии. Удивительно, но гражданская война не способствует стабильности экспорта углеводородов. А Ливия, в частности, была крупным поставщиком газа в Италию — порядка 10 млрд куб. м в год. Оперативно компенсировать выпавшие объёмы смогла только Россия. Фактически Азербайджан в 2020-х годах станет для Италии заменителем Ливии.

За это время внутренняя добыча в Евросоюзе продолжит падать, а спрос на газ, по существующим прогнозам, — расти. Потребности в импортном газе как в ЕС, так и в Турции увеличатся. И здесь для «Южного газового коридора» останется только один мучающий участников проекта вопрос: хватит ли ресурсов, чтобы обеспечить поставки в объёме 16 млрд куб. м.? Но беспокоиться не стоит. Если собственного газа не хватит, его всегда можно будет купить у России.