Готовность игроков нефтяного рынка сдерживать розничные цены на бензин упираются в нынешнюю выгоду от экспорта, и вынудить нарастить поставки на внутренний рынок государство может за счет повышения экспортной пошлины. Такое мнение озвучил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Представители крупнейших нефтяных компаний готовы сдерживать нынешние розничные цены, что может помочь стабилизации оптового рынка. Об этом было заявлено по итогам встречи вице-премьера Дмитрия Козака с игроками рынка.

«Договорились с крупнейшими нефтяными компаниями с учетом принятых решений о снижении фискальной нагрузки на компании отрасли, крупнейшие компании подтвердили готовность выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизельное топливо. Рассчитываем, что это решение также окажет существенное стабилизирующее влияние на цены на оптовом рынке», — приводит РИА Новости слова представителя вице-премьера Ильи Джуса.

В апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом (год назад за аналогичный период рост был 4,9%),.

Несколько дней назад Дмитрий Козак сообщал о решении снизить акцизы на дизель на 2000 рублей на тонну от действующих, на бензин — на 3000 рублей для стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Это должно произойти с 1 июля.

Соблазн выгодного экспорта

Главная проблема в том, что сегодня игрокам рынка наиболее выгодно отправлять нефть и нефтепродукты на экспорт, говорит Сергей Правосудов. Соответственно, если вам выгоден именно экспорт, вы будете максимально стараться это делать.

«Ожидаемое снижение акцизов, да, будет аргументом — правительство имеет право требовать, мол, если мы снижаем акциз, то сокращаем свои доходы, а почему вы тогда вы отказываетесь снизить конечную цену? Вопрос в том, как долго будет действовать такой аргумент», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Как правило, когда складывается ситуация, что экспорт выгодней поставок на внутренний рынок, правительство может бороться с этим за счет повышения пошлины на экспорт. В этом случае уже не нефтяники будут получать прибыль, а государство. Пока что про повышение пошлин никто не говорит, и как все будет разворачиваться дальше, сказать сложно, отметил Сергей Правосудов.

Нужны квоты

Если цены не начнут резко снижаться, нефтяники будут стараться и дальше отправлять больше на экспорт, уверен эксперт.

Ранее ФАС обратилась к игрокам нефтянки с предложением нарастить производство и поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин накануне говорил ФБА «Экономика сегодня», что в условиях очевидной выгоды эспорта рекомендации могут не сработать, нужны другие меры.

«Изначально ведомство предлагало увеличить обязательные квоты по продаже на оптовой бирже. Пока эти квоты не увеличены, а раз так, цена на бензин и дизель вниз не пойдет. Впрочем, на подходе снижение акцизов с 1 июля. Снизить цены в рознице вряд ли сейчас удастся, нужно добиться хотя бы того, что они не росли дальше. Необходимо увеличение предложения на бирже, что должно привести к снижению стоимости оптовой цены бензина», — отмечал Пикин.