Кто выиграет и кто проиграет после открытия транзитного газопровода из России в Турцию

«Турецкий поток» будет продолжен до границы с Евросоюзом. Соглашение о строительстве наземного участка газопровода в конце мая «Газпром» подписал с правительством Турции. Как сообщил министр энергетики республики Берат Албайрак, проект планируется реализовать к концу 2019 года. Это означает, что голубое топливо из России будет поставляться потребителям в южных странах Европы в обход территории Украины.

Турецкий гамбит

Соглашения «Газпрома» с Анкарой касаются второй очереди газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. В проекте участвует турецкая трубопроводная компания Botas. Непосредственно строительством сухопутного участка займется совместное предприятие TurkAkim Gaz Tasima A. S., которое будет создано на паритетной основе. Две нитки газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров газа в год каждая позволят создать новый маршрут для экспорта российского газа.

Топливо будет поступать не только на турецкий рынок, но и потребителям в странах Южной и Юго-Восточной Европы. Подключиться к трубе готова София. Более того, она предлагает забыть старые обиды и построить еще один газопровод, который напрямую свяжет ее с Россией. Ради этого болгарский премьер-министр Бойко Борисов 30 мая побывал в Москве и провел переговоры с президентом Владимиром Путиным.

А накануне российский лидер обсудил по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом возможность участия в проекте Болгарии. Возражений против того, чтобы проложить наземную часть «Турецкого потока» к болгарской границе, не возникло, Москва и Анкара проявляют к этому интерес, подтвердил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

При этом он опроверг информацию о том, что якобы уже достигнуты конкретные договоренности. По словам Пескова, такой задачи не ставилось. Кроме того, пока нет понимания, как технически это сделать, не получены гарантии от Болгарии и Еврокомиссии. Работа будет вестись в «прикладном плане», и быстрым этот процесс не будет, ссылается ТАСС на Пескова.
Любовь по точному расчету

Вторая нитка «Турецкого потока» предназначена для потребителей из стран Южной Европы. Однако маршрут прохождения нового газопровода к территории европейских стран формально еще не определен. «Многие вспоминают проект «Южный поток», который должен был также обеспечить российским газом страны Южной Европы, но в итоге был отменен», – говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Однако такие аналогии собеседник «Профиля» считает неуместными. Принципиальное отличие двух проектов – в мощности газопроводов. «Южный поток» планировался на четыре нитки пропускной способностью 15,75 млрд кубометров газа каждая. «Турецкий поток» в 2 раза меньше, а на входе в ЕС – в 4 раза, напоминает Правосудов. Еще один важный нюанс – на территории европейских стран газопроводами в рамках проекта «Южный поток» должны были владеть совместные предприятия «Газпрома» и местных компаний. И именно это очень не нравилось Европейской комиссии. «В отношении продолжения «Турецкого потока» на территории ЕС «Газпром» никаких совместных предприятий не создавал, а значит, не будет владеть газопроводами», – подчеркнул эксперт.

С коллегой согласна директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. «Турецкий поток» и его продолжение по территории ЕС реализуется в полном соответствии с положениями Европейского энергетического законодательства, подчеркнула она. Иными словами, «Газпром» не будет ни собственником, ни оператором, ни инвестором газопровода, по которому будет доставляться газ от границы Турции в Европейский союз. «В рамках третьего Энергопакета европейские системные операторы обязаны инвестировать в развитие инфраструктуры при наличии контрактов на поставку и заявок поставщиков, а такие долгосрочные контракты и соответственно заявки есть у российской газовой компании», – заявила Белова.

По словам Правосудова, в настоящее время поставки российского газа в Турцию идут по двум маршрутам: газопроводу «Голубой поток» (пролегает по дну Черного моря) и сухопутному, который проходит по территории Украины, Румынии и Болгарии. Мощность «Голубого потока» – 16 млрд кубометров газа. В минувшем году «Газпром» поставил Турции 29 млрд кубометров газа. Следовательно, не менее 13 млрд кубометров прошли с севера по территории Болгарии.

«Турецкий поток» должен заработать в 2019 году. И тогда преимуществ страны-транзитера лишится не только Украина, но и другие государства. «Это означает, что весь российский газ сможет поступать в Турцию напрямую, и Болгария потеряет статус транзитной страны. Очевидно, что София будет искать возможности ее дальнейшего использования, что мы сейчас и наблюдаем», – объясняет готовность болгар возобновить сотрудничество с Москвой в газовой сфере Правосудов.

София сменит ориентацию

В стремлении диверсифицировать поставки голубого топлива болгарские власти ранее договорились, что начиная с 2020 года будут получать из Турции 1 млрд кубометров газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в рамках проекта «Южный газовый коридор». «Следовательно, газотранспортную систему Болгарии к этому времени будут переделывать под транспортировку топлива с юга на север, а не наоборот, как она работает сейчас», – заключил Правосудов.

В минувшем году «Газпром» поставил в Болгарию 3,3 млрд кубометров газа. Если 1 млрд София станет закупать у Азербайджана, то оставшиеся объемы все равно придется брать у России. Если поставки будут осуществляться через «Турецкий поток», то это значит, что вся болгарская ГТС заработает в обратном направлении, предположил собеседник «Профиля». Кроме того, нельзя забывать, что уже прорабатывается проект 105‑километрового газопровода между Болгарией и Сербией. В конце января текущего года президент Сербии Александр Вучич заявил, что строительство газопровода Болгария–Сербия начнется в июне–июле нынешнего года.

По этому маршруту российский газ из Турции сможет поступать на юг Балканского полуострова, уточнил Правосудов. Объемы примерно известны – в минувшем году Сербия закупила у «Газпрома» 2,1 млрд кубометров газа. Однако Сербия не конечная точка маршрута. Дальше маршрут планируется продлить в Венгрию, потребности которой составляют около 6,9 млрд кубометров в год. Газопровод между Венгрией и Сербией уже есть, его нужно только модернизировать и запустить в обратном направлении. При этом российский газ в Венгрию может поступать и с севера – из Австрии, которую подключат к «Северному потоку-2».

На «Турецкий поток» свои виды имеет Греция, которая в 2017 году закупила у «Газпрома» 2,9 млрд кубометров газа. Причем эта страна так же, как и Болгария, рассчитывает с 2020 года получать 1 млрд куб. м азербайджанского газа.

«Таким образом, вторая нитка «Турецкого потока» не подразумевает масштабного строительства новой газотранспортной системы на территории ЕС. В данном случае речь идет о модернизации имеющейся инфраструктуры и создании относительно небольших соединительных газопроводов», – подчеркнул Правосудов.

Отдельный вопрос – предложение Софии построить прямой газопровод из России в Болгарию. Здесь нет определенности. Сейчас речь идет о двух возможных направлениях наземного продолжения «Турецкого потока» – через Грецию или Болгарию. Если решение будет принято в пользу болгарского варианта, то тогда предложение Софии о строительстве еще одного газопровода по дну Черного моря, скорее всего, станет неинтересно «Газпрому», так как, по сути, будет создавать конкуренцию российским маршрутам газа к одному пулу потребителей, полагает Белова.

«Но если «Турецкий поток» получит свое европейское продолжение в направлении Греции, то строительство облегченного варианта «Южного потока» в Болгарию может иметь смысл. В этом случае от «Газпрома» потребуется только прокладка такого газопровода. Ведь детали проекта были проработаны еще на стадии реализации «Южного потока», а также гарантии поставок газа. По факту они уже есть – это действующие долгосрочные контракты на поставку российского газа в Болгарию», – сказала Белова.

Ждем наследство «Шах-Дениза»

Болгарская труба может не иметь перспектив и по другим причинам. Не секрет, что Азербайджан, в отличие от России, не является мировым лидером по запасам природного газа. И поэтому вынужден закупать топливо в России. В связи с этим Правосудов не исключает, что по мере истощения месторождения «Шах-Дениз» по «Южному газовому коридору» начнет поступать российский газ.

В качестве альтернативы российскому газу для наполнения «Южного газового коридора» называют туркменский газ. Но для того чтобы он попал в Азербайджан, необходимо построить газопровод по дну Каспия. Пока это невозможно, так как Туркменистан, Иран и Азербайджан не смогли заключить соглашение о разделе шельфа Каспийского моря. Кроме того, газ, который может пойти из Туркмении, окажется очень дорогим, так как месторождения залегают очень глубоко и содержат много сероводорода, который необходимо выделять на газоперерабатывающих заводах.

«Рассчитывать на «дешевый» туркменский газ европейским потребителям вряд ли стоит. Тем более что в последние годы Туркменистан активно наращивает поставки топлива в Китай. А недавно началось строительство газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия.

Получается, что туркменский газ предпочитает идти на Восток, а не на Запад», – резюмировал Правосудов.

Кто-то находит, кто-то теряет

Для сопредседателя киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича очевидны новые риски для ГТС Украины после введения в эксплуатацию двух ниток «Турецкого потока». «Фактически по украинскому маршруту будет прекращен транзит газа в направлении Турции и значительно сокращены поставки в направлении Балкан. При текущих транзитных ставках потери выручки Киевом по данному направлению могут составить $600–700 млн в год», – признает он.

Для Москвы критически важным является сохранение поставок в Приднестровье (около 1 млрд кубометров газа в год). Украинский маршрут, конечно, короче, но политические риски делают его менее предпочтительным.

В начале апреля глава «Газпрома» Алексей Миллер предупредил, что после ввода в эксплуатацию «Турецкого потока» и «Северного потока-2» на долю Украины останется 10–15 млрд кубометров экспорта российского газа в ЕС, то есть в 8–9 раз меньше, чем сейчас. «Дело в том, что транзит по территории Украины обходится «Газпрому» существенно дороже, чем по морским газопроводам. Это связано с тем, что украинская газотранспортная система устарела и нуждается в модернизации», – отмечает Правосудов.

Из-за старых труб и газоперекачивающих агрегатов на Украине сжигается очень много газа для обеспечения его транспортировки. Модернизация ГТС требует миллиардных затрат, а инвесторов найти проблематично. Поэтому в перспективе могут появиться «Северный поток‑3» или прямой газопровод в Болгарию, не исключил эксперт.

Со своей стороны, Белова согласна с тем, что «Газпром» заинтересован в снижении транзитных рисков путем сокращения объемов прокачки газа по территории Украины. Но компания связана контрактами по доведению газа до конечных потребителей, в том числе стран Южной и Юго-Восточной Европы. «Вторая нитка «Турецкого потока» частично решает эту задачу. Вкупе с реализацией проекта «Северный поток-2» потребности российской компании в украинском маршруте к 2020 году составят порядка 30–40 млрд кубометров газа в год. Но это при условии, что спрос в Европе сохранится на текущем уровне», – подытожила Белова.