Интерес Украины к совместному проекту с Россией в области ядерной энергетики указывает на то, что попытки системно заменить российское топливо на своих АЭС американским провалились.

Украина хочет восстановить сотрудничество с Россией в сфере ядерной энергетики. Речь идет о разморозке совместного строительства завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области.

«Учитывая соответствующий высокий уровень кооперации в сфере атомной энергетики, перспективы наращивания сотрудничества, а также необходимость возобновления ряда совместных проектов, в частности проекта по созданию на Украине производства ТВЭЛ, предлагаем провести встречу в Брюсселе», — об этом главы Миниэнерго Украины Игорь Насалик пишет в письме, направленном в «Росатом».

В украинском министерстве подтверждают также «заинтересованность в дальнейшем развитии двусторонних отношений».
В 2010 году украинские власти планировали запуск проекта строительства завода по производству ядерного топлива, работы должен был вести «Росатом», компания ТВЭЛ. В 2015-м проект заморозили.

В мае этого года старший вице-президент по коммерции и международному бизнесу ТВЭЛ Олег Григорьев заявил, что подобный завод Украине нужен. Он также сообщил о переговорах с  украинским «Энергоатомом».

Других вариантов нет

С одной стороны, киевский режим стоит на ненависти к России, с другой стороны, есть реальная жизнь, реальная экономика, чье состояние плачевно, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.  

«Украинская энергетика держится на трех столпах — атом, уголь и газ. В результате получается, так что большинство блоков на атомных станциях — старые, там регулярно происходят внештатные ситуации. При этом топливо на этих АЭС загружается российское. Они пытаются заменять это топливо другим, но всем же ясно, что это лишь усиливает риск аварий — грузить в устаревшие энергоблоки чужое топливо, по сути, самоубийственно. С углем у Киева тоже проблемы, так как в Донбассе они покупать его не хотят. Та же сложность с газом, который теперь закупается в Европе по более высоким ценам, чем прежде», — поясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Единственный выход — все-таки загружать атомные станции, загружать российским топливом, либо купленным, либо самостоятельно произведенным.

Политика политикой, а экономика дает о себе знать, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Они пытались работать на американском топливе, но это можно отнести, скорей, к экспериментам. Нужно все-таки использовать то, что было наработано годами».

«Не все потеряно»

Но тут возникает важный момент. Не может быть дружбы в одном направлении, считает Сергей Правосудов — так, чтобы по всем остальным направлениям при этом шла вражда.

«Можно начать хотя с того, что Украина не гасит облигации, купленные Россией. И наверное, если вы хотите налаживать отношения, то верните долг. Так что я не думаю, что в краткосрочном периоде из этой затеи (совместного завода) что-то выйдет», — заключил эксперт.

Сергей Пикин, напротив, считает, что ничего не потеряно и «здравый смысл, возможно, возьмет верх».

«Вырабатывать энергию нужно, топливо для станций необходимо, и объясняется интерес Киева к совместному проекту с «Росатомом» исключительно экономическими причинами. Эксперименты с американским топливом имели все-таки политический характер. В системе политики, думаю, планы не поменялись — Киев будет поддерживать присутствие американцев через их топливо. Но как основа нужно топливо, на котором станции работали раньше и работали хорошо, — российское топливо», — сказал эксперт, добавив, что за скобками этой политики все равно возникает технология и экономика, и вот об этом сейчас идет разговор двух сторон.