Аналитик Александр Фролов — о том, как США попытаются конкурировать с Россией за газовый рынок Евросоюза, а руководство «Нафтогаза» — сберечь свои премии

Президент США не против строительства «Северного потока – 2», но американский газ будет конкурировать с российским на европейском рынке, а Украина может не волноваться из-за транзита, особенно если «Нафтогаз» пойдет на уступки и вернется на вменяемые позиции при переговорах.

Итоги встречи президентов РФ и США в Хельсинки хоть и были полны громких заявлений, но в вопросах энергетики лишь зафиксировали существующее положение вещей. Как заявил по итогам встречи президент России Владимир Путин, Россия готова продлить действующий контракт на транзит российского газа в Европу через Украину, который истекает в 2019 году, при условии урегулирования споров России и Украины в Стокгольмском арбитраже.

Стоит заметить, что после встречи с Владимиром Путиным Дональд Трамп явно снизил обличительный накал в отношении «Северного потока – 2». Однако изменение тона прозвучавших заявлений ни в коей мере не повлияет на политику США. Они продолжат критиковать и мешать осуществлению крупных энергетических проектов, которые «Газпром» реализует совместно с европейскими компаниями. Строительство «Северного потока – 2» в связи с этим является не только крупным инфраструктурным проектом, который приносит прямую экономическую выгоду участникам. Этот проект избавляет Россию и ЕС от значительной доли рисков, связанных с украинским газотранспортным коридором.

В этой ситуации президенту США ничего не осталось, кроме как в очередной раз напомнить про успехи своей страны в энергетике и пообещать конкуренцию СПГ с трубопроводным газом. Ирония заключается в стремлении Соединенных Штатов стать «страной-бензоколонкой» мирового масштаба. А также в том, что уже два года ничто не мешает подобной конкуренции на европейском рынке. Но за это время поставщики американского газа не продемонстрировали жгучего желания осваивать рынок ЕС. Зато «Газпром» устанавливает рекорды экспорта. И в этом году, скорее всего, преодолеет отметку в 200 млрд куб. м.

Учитывая этот объем, мощность всех обходных газопроводов (примерно 190 млрд куб. м в год) и специфику поставок в некоторые страны, у «Газпрома» останется как минимум 10–15 млрд куб. м газа, которые он, скорее всего, продолжит прокачивать по территории Украины. Поэтому нет ничего удивительного в заявлении Владимира Путина.

Даже в Киеве дискриминационное решение арбитража о выплате «Газпромом» $4,65 млрд «Нафтогазу» вызвало удивление. Но удивление радостное. И на радостях наблюдательный совет украинской компании выписал руководству «Нафтогаза» и примкнувшим к нему людям премию в $46 млн. Премию уже выплатили, что вызвало недоумение как у общественности, так и у руководства Украины.

К сожалению, эта премия перечеркивает любую возможность договориться с «Нафтогазом» об адекватных условиях ведения дел. В связи с этим вполне понятна реакция коммерческого директора «Нафтогаза», который дал в Facebook отважную отповедь Владимиру Путину. Состоятельный украинский управленец заявил, что споры между сторонами уже урегулированы, а «Газпром» коварно не платит «Нафтогазу». Также он с нахальной храбростью предложил России и Германии остановить строительство «Северного потока – 2» и напомнил о претензии «Нафтогаза» к «Газпрому» — компания хочет получить около $12 млрд за счет пересмотра тарифа на транзит. Не забыл украинский управленец и приврать, заявив, что «Газпром» отказывается поставлять на Украину газ по цене, которую определил арбитраж. Видимо, забыв о том, что арбитраж не имеет права определять цену, он лишь постановил пересмотреть принцип ценообразования. А о конкретной формуле цены должны договариваться хозяйствующие субъекты. Но «Нафтогаз» оказался не готов к конструктивным переговорам.

Вместо этого украинская компания заваливает СМИ противоречивыми заявлениями о будущем транзита и тарифов. В частности, она милостиво предложила снизить установленные руководством Украины расценки в 2,3 раза. Чем, по сути, признала их необоснованность. И бессмысленность — «Газпром» платит не по этим расценкам, а по тарифам, определенным контрактом. Отсюда нельзя не сделать простой вывод: договариваться с Украиной по вопросам энергетики на долгосрочную перспективу можно будет только после того, как там сменится власть, руководство «Нафтогаза» и государственная политика в отношении России. Прошедшая на следующий день после переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа встреча представителей «Газпрома», ЕС и «Нафтогаза» в очередной раз это подтвердила.

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что Россия готова продлить действующий или подписать новый транзитный контракт. Но руководство «Нафтогаза» в очередной раз отказалось от предложений российской стороны, так как они предусматривали урегулирование существующих споров. То есть затрагивали вопрос уже полученных и освоенных премий. Хотя с точки зрения будущего «Нафтогаза» как компании и украинского государства куда разумнее было бы пойти на уступки, чтобы получить гарантии транзита после 2019 года. Для этого «Нафтогазу» стоило бы продемонстрировать свои немногочисленные конкурентные преимущества, но вместо этого его руководители снова потребовали остановить строительство «Северного потока – 2». Переговоры с этими людьми конструктивными быть не могут. Следовательно, надо ждать, когда на Украине поменяется команда управленцев. А пока — строить обходные газопроводы.