Проекты газовых хабов в Европе растут как грибы после дождя

Болгария готова принять вторую нитку «Турецкого потока» и считает дни до того момента, когда станет одним из газовых хабов Европы. Страна открыла новый участок транзитного газопровода – в расчете на газ из Турции, Азербайджана и России. Представители Еврокомиссии (ЕК) на словах поддержали Софию в ее планах. Некоторые опрошенные «НГ» эксперты считают, что другого варианта, кроме как поворачивать вторую нитку «Турецкого потока» в сторону Болгарии, у России и не было.

Болгария открыла в пятницу новую секцию своего газопровода в Турцию, который позволит ей продлить одну из ниток «Турецкого потока» до своей границы, сообщают информагентства со ссылкой на заявления премьер-министра Болгарии Бойко Борисова.

Новая обводная секция длиной в 20 км на юго-востоке Болгарии увеличит пропускную способность Трансбалканского трубопровода (по которому Болгария получала российский газ из Украины) до 15,7 млрд куб. м газа в год с текущих 14 млрд, уточняет агентство «Прайм». Теперь эти мощности планируется использовать в реверсном режиме. «Сейчас мы построили трубопровод, который позволит использовать реверсивные потоки, чтобы мы могли получать газ из Турции, Азербайджана и России», – приводит слова Борисова турецкое издание Hurriyet Daily News.

После провала с «Южным потоком» Болгария вынашивала идею создания под Варной газового хаба, и «теперь в Брюсселе четко дают понять, что заинтересованы в создании такого хаба и соответственно в прокладке второй нитки «Турецкого потока» до территории Болгарии», сообщает Deutsche Welle (DW).

«Европейская комиссия полностью поддерживает стремление Болгарии соединить поставки газа», – заявил в пятницу в интервью DW зампредседателя ЕК Марош Шефчович. Ведь это будет способствовать диверсификации поставок.

Любопытно, что на фоне экспортных проектов России все больше стран заявляют о своих амбициях стать газовым хабом. Прежде всего речь идет, конечно, о Турции, которая уже использует «Турецкий поток» как инструмент для шантажа России. Турецкие власти вступали в игру сразу с несколькими странами-экспортерами (см. «НГ» от 31.10.17). В частности, ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял о высокой заинтересованности в строительстве Трансанатолийского газопровода TANAP, который должен соединить Азербайджан, Грузию, Турцию и юг Европы. Кроме того, по его словам, в Турции прилагают «большие усилия для того, чтобы туркменский газ также стал частью этого проекта». Упоминал Эрдоган через запятую и Россию с «Турецким потоком».

В противовес же существующим и строящимся российским газопроводам в Европе Франция, Испания и Португалия заявили о своем желании обеспечивать диверсификацию энергопоставок за счет закупок сжиженного природного газа – в том числе, видимо, у США (см. «НГ» от 29.07.18). Так что проекты газовых хабов «растут» в Европе как грибы после дождя.

Возвращаясь к перспективам второй нитки «Турецкого потока», напомним, что болгарский поворот действительно обсуждался, но окончательных официальных решений пока объявлено не было.

Россия нуждается в гарантиях, чтобы принять решение о прокладке второй «транзитной» нитки «Турецкого потока» в Европу именно через Болгарию, сообщал в мае глава Минэнерго РФ Александр Новак. «Газпром» рассматривает варианты маршрута второй нитки через Болгарию и Сербию либо через Грецию и Италию. «В принципе Россия не отказывается от сотрудничества, мы готовы рассматривать все эти варианты. Для нас важно, чтобы все крупные будущие инфраструктурные проекты, которые возможны, были гарантированы с точки зрения покупателей газа, соответствия требованиям европейского законодательства, гарантий правительства Болгарии, гарантий Еврокомиссии», – пояснял Новак.

Затем, в июне, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, казалось бы, выступил более конкретно по этому поводу. «В настоящее время в Болгарии, Сербии и Венгрии приняты решения о развитии национальных газотранспортных сетей… Эти решения приняты строго в соответствии с действующим европейским энергетическим законодательством. Поэтому газ по «Турецкому потоку» в начале 2020 года может пойти через газотранспортную систему Болгарии, Сербии и Венгрии», – заявлял Миллер. Однако ключевое слово здесь – «может».

Что касается вопроса о возможности строительства прямой трубы в Болгарию через море, то Миллер на это отвечал, что в таком случае должны быть «твердые, 100-процентные гарантии Европейской комиссии и Болгарии».

Пока что на официальном сайте «Газпрома» в разделе, посвященном «Турецкому потоку», не указано, куда именно повернет вторая нитка. Упоминаются лишь некие «сопредельные страны».

Хотя некоторые опрошенные «НГ» эксперты считают, что другого варианта, кроме как вливаться в уже существующую систему Болгарии, у России не было и быть не могло. «Если мы говорим о том, что «Турецкий поток» придет в ту газотранспортную систему Болгарии, которая уже есть, просто в реверсном режиме, то это неизбежность, – утверждает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Если же мы говорим о том, что должен быть какой-то дополнительный маршрут, который придет через море напрямую в Болгарию, то пока про это речи вообще не идет».

«Никто, как я понимаю, официально не признавал, но это был изначально неизбежный вариант, что те газотранспортные мощности, которые освободятся из-за того, что через Украину будет прокачиваться меньше газа, загрузят в реверсном режиме», – добавил Правосудов. По его словам, единственное, что при таком варианте необходимо, – построить «перемычку» между Болгарией и Сербией (см. об этом «НГ» от 13.02.18, 28.05.18).

Когда уже есть действующая инфраструктура и требуется лишь небольшое дополнение к ней – бессмысленно строить рядом с нуля новую трубу, это экономически нецелесообразно, продолжает эксперт. Причем Правосудов считает, что и политических рисков такой вариант не несет: «Политические риски всегда существуют для строительства новых мощностей, а для задействования старых их уже нет».

Но не все опрошенные эксперты столь оптимистично настроены по поводу Болгарии и ее планов стать хабом. Если рассматривать различные варианты маршрутов, то Болгария – самое слабое звено, считает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. И это происходит именно по политическим причинам. Эксперт напоминает о рисках резкого изменения позиции Болгарии при общей смене настроений в Евросоюзе.

«Раньше была дилемма: либо идти в Болгарию с непонятными перспективами из-за неоднозначного отношения к России, либо идти в Грецию и начинать конкурентную борьбу с Трансанатолийским газопроводом из Азербайджана. Теперь ситуация с Болгарией более или менее прояснилась», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Казалось бы, теперь болгарский поворот выглядит выгодным.

Но эксперт уточняет: риски у всех европейских проектов одни – «это антироссийские санкции и давление на Европу со стороны США». «Президент США Дональд Трамп тоже стремится занять свое место на европейском газовом рынке, и делает это весьма агрессивно, – поясняет Исаев. – И если напряжение возрастет, власти Евросоюза могут пожертвовать интересами Болгарии ради интересов Европы».