Китай собирается форсировать согласование маршрутов поставок российского газа

На этой неделе стало известно, что США собираются вводить новые санкции в отношении энергетических проектов России и, в частности, «Северного потока – 2». Тем не менее Восточный экономический форум (ВЭФ) и прошедшие в его рамках встречи на высшем уровне только подтвердили, что страны АТР проявляют повышенный интерес к российским энергетическим ресурсам.

Одним из наиболее значимых итогов переговоров стало известие, что Китай собирается форсировать согласование западного маршрута поставок российского газа – это газопровод «Сила Сибири – 2», или «Алтай».

«Вчера на переговорах председатель КНР Си Цзиньпин поставил задачу в кратчайшие сроки заняться согласованием контракта по поставкам газа по западному маршруту… Осталось немного договориться – это порядка 30 млрд куб.м», – сообщил министр энергетики России Александр Новак. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в свою очередь отметил, что концерн завершает переговоры о поставках газа по западному маршруту, скоро станут известны и сроки начала поставок.

Проект газопровода существует с 2006 г. Предполагается, что протяженность «Алтая» составит порядка 2600 километров, он должен соединить месторождения Западной Сибири с северо-западом Китая. Соглашение об условиях поставок по западному маршруту «Газпром» и китайская CNPC подписали еще в 2015 г. Однако до последних переговоров лидеров России и Китая никаких существенных успехов по реализации этого газопровода Москве и Пекину достичь не удавалось.

Пикантность ситуации в том, что ресурсной базой «Алтая» должен стать Ямал, то есть газ в КНР может пойти с тех месторождений, что сейчас «согревают» Европу. По мнению специалистов, запасов региона хватит на все европейские газопроводы «Газпрома» и китайский «Алтай», но возможность России диверсифицировать свои поставки голубого топлива может беспокоить европейцев с точки зрения формирования цены на газ.

Стоит отметить, что, по словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, потребление природного газа только Китаем в ближайшем будущем превысит 300 млрд куб.м в год. И на ВЭФ поднимались вопросы реализации других газотранспортных проектов по насыщению рынка АТР российским голубым топливом. В том числе экспортные перспективы действующего газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток и прокладка газопровода «Алтай» через территорию Монголии.

Отраслевые эксперты отмечают, что Китай впервые проявил столь сильный интерес к проекту «Алтай», хотя увеличение потребления газа в КНР было вполне предсказуемо. В то же время пока нет единого мнения относительно того, будет ли он точно реализован и сможет ли в какой-то степени повлиять на европейский рынок.

«Алтай» к контракту готов

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, что работа по реализации проекта велась постоянно, хотя это было не столь заметно.

«Когда шла активная работа по реализации «Силы Сибири», проект «Алтай» отошел на второй план»,

– указал эксперт. С технической точки зрения «Алтай» уже проработан, в регионе есть действующий газопровод, по которому идет газ для внутренних потребителей, его просто надо модернизировать для экспортных поставок.

«Вопрос в подписании контракта с КНР», – отметил эксперт в интервью «НиК».

Он пояснил, что газопровод планируется вести через плато Укок, находящееся на границе России, Казахстана, Монголии и Китая, которое в 1998 г. было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Будут недовольные, поэтому через Монголию было бы проще. Но против монгольского маршрута изначально выступала КНР, которой не хотелось получать газ из транзитных стран. Сейчас, может быть, что-то изменилось. Китай предлагает Монголии модернизировать железную дорогу, построить автотрассу и, возможно, под этот проект проложить газопровод», – рассказал Правосудов.

Он заметил, что проект газопровода не развивался из-за того, что по северо-западному направлению в КНР активно шел туркменский газ:

«Китайцы рассчитывали, что запасы Туркменистана бесконечны и они смогут наращивать добычу, сами строить газопроводы, владеть большими долями в месторождениях. Это было, конечно, интереснее, чем покупать российский газ на границе. Но туркменские газовые запасы оказались не бесконечны, газ на их крупных месторождениях глубокого залегания (около 4 километров) и содержит много сероводорода, поэтому имеет высокую себестоимость».

Эксперт указал, что в настоящее время из-за проблем с экологией в крупных городах Китай стал перестраивать энергетику на газ. В результате стране стало не хватать голубого топлива, тем более что этой зимой Туркменистан не смог поставить столько газа, сколько они захотели. Кроме того, у Китая началась торговая война с США, поэтому надежды на американский СПГ испарились.

«В результате пришлось обратиться к мировому лидеру по запасам газа, которым является Россия. То, что это произойдет, было понятно специалистам еще 5 лет назад. Ранее китайцы торговались по цене газа, им хотелось строить газопровод из собственных труб на свои кредиты, иметь доли в российских месторождениях. Может, что-то им продавить и удалось, но пока, как мы знаем, по «Силе Сибири» они ничего не получили. Газопровод строится из российских труб, и они будут покупать российский газ на границе», – напомнил директор Института национальной энергетики.

Он отметил, что ресурсной базой «Алтая» должен стать Ямал, может подключиться и шельф Северных морей.

«Но европейцам стоит беспокоиться. Пока они считают, что российские запасы Западной Сибири никуда не денутся от рынка ЕС. Европейские потребители постоянно ведут работу по сбиванию цен, но если придется конкурировать с Китаем за ресурсы, то им будет сложнее выстраивать ценовую политику», – заявил Правосудов.

Отвечая на вопрос о судьбе проекта расширения газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, он отметил, что газопровод работает далеко не на полную мощность, потому что потребителей по маршруту немного: «На Сахалине обнаруживаются все новые запасы. Соответственно, под них планируется расширить газопровод, чтобы часть газа пошла на экспорт. Рассматриваются два варианта: либо продолжить газопровод в Китай, либо вести его на Корейский полуостров, через Северную Корею в Южную».

КНР хочет стать транзитером газа

Руководитель направления «Газ и Арктика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов напомнил, что западный маршрут предусматривался в проекте Восточной газовой программы «Газпрома». Если ресурсная база будет реализована в срок, поводов для беспокойства нет.

«Ресурсная база может обеспечить поставки газа по всем направлениям. Однако надо смотреть, насколько пиковое ожидание потребления может превысить уже известные объемы. При этом трудно рассчитывать на очень большой их рост. Иными словами, нет противоречий между китайскими и европейскими маршрутами. Для «Газпрома» проект только улучшит ситуацию, так как будет реализовываться тот вариант, который и прорабатывался», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что ранее Китай очень рассчитывал на реализацию других проектов – это туркменский газ и более высокие дебиты собственной сланцевой добычи.

«Судя по всему, эти планы не дают ожидаемых объемов, поэтому параллельно с проектами газопроводов КНР ведет работу по увеличению закупок сжиженного метана», – напомнил Самсонов.

Касаясь проекта газопровода в Корею, он отметил, что в период формирования Восточной программы «Газпрома» рассматривались два основных маршрута – сухопутный через Северную Корею и морской, минуя КНДР. Сейчас рассматривается большее количество вариантов, в том числе и по предложению Китая.

«Я даже слышал заявление, что в КНР есть задача из страны-импортера газа, попробовать стать страной-транзитером. Рассматривается вариант поставок в Южную Корею через Китай и дальше через Южное море, параллельно обсуждается еще ряд проектов. Газовая жизнь региона активизируется, потребление газа в АТР в ближайшие 15-20 лет будет только расти», – резюмировал эксперт.

«Сила Сибири – 2» безразлична ЕС

Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев напомнил, что «Алтай» всегда был элементом дипломатического шантажа.

«Изначально его использовал «Газпром» в переговорах с европейскими потребителями, пытаясь убедить их в том, что есть альтернативный потребитель газа, добываемого в ЯНАО. Убедить не удалось, но аргумент довольно долго использовался, особенно активно в 2006-2009 гг.», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, сейчас ситуация обратная.

Китай, впервые проявив реальный интерес к газопроводу, пытается использовать его в сложной дипломатической игре с центральноазиатскими странами, в первую очередь Туркменистаном.

«Я бы пока рассматривал интерес Китая именно в этом ключе. Как известно, в ноябре – декабре 2017 г. Туркменистан резко ограничивал поставки газа в Китай, никак это не обосновывая. Фактически он стал шантажировать Китай, чтобы тот повысил закупочные цены. Это была одна из причин газового кризиса, который произошел в КНР в декабре 2017 г. Сейчас Пекин пытается, с одной стороны, давить на Ашхабад, а с другой – реализовать этот проект, чтобы получить резервные мощности газа. Но я сомневаюсь, что Китай рассматривает газопровод как часть основного баланса газа», – заявил он.

Белогорьев заметил, что ситуация прояснится, когда станет известно, намерен ли Китай строить новые мощности в этом регионе и хочет ли он заключать долгосрочный договор с «Газпромом» по закупкам газа из газопровода.

«Но шанс, что «Алтай» будет построен, существенно повысился, поскольку Китай впервые с 2006 г. проявил интерес к проекту», – заметил эксперт.

Он отметил, что у «Газпрома» большие простаивающие добычные мощности в ЯНАО и ему не составит труда заполнить газопровод:

«Для «Газпрома» газопровод «Алтай» – неплохой вариант монетизировать невостребованные запасы».

Белогорьев считает, что ценообразование на европейском рынке газа движется в сторону спотовых торгов, подобных мобильному нефтяному рынку.

«Даже если газопровод «Алтай» будет построен, для динамики европейских цен это безразлично», – заметил эксперт.

Санкции против европейских энергокомпаний

Пока Россия и страны АТР строили планы на новые газотранспортные маршруты, США все же решились подать Москве сигнал о том, что они могут ввести санкции в отношении газопровода «Северный поток – 2». Об этом сообщил министр энергетики США Рик Перри в ходе визита в Москву.

Эксперты считают, что санкции могут затронуть именно вопрос финансирования проекта, ударив в первую очередь по европейским энергетическим компаниям и усугубив и без того не слишком хорошее отношение Евросоюза к администрации Дональда Трампа.

Эксперт Института энергетики и финансов Екатерина Орлова в интервью «НиК» отметила, что заинтересованные в строительстве «Северного потока – 2» европейские компании уже предоставили деньги для проекта.

«Мы не знаем, какие конкретно санкции в отношении проекта хотят ввести в США. Возможно, они повлияют именно на деятельность европейского бизнеса. И если компании ЕС примут решения о том, что они больше не будут предоставлять средства для газопровода, то, соответственно, «Газпрому» придется самостоятельно заниматься строительством. Скорее всего, этот проект будет реализован. Работа идет полным ходом, и она будет закончена. Все будет зависеть от того, как поведет себя «Газпром», – заявила она.