Реализация проектов «Северный поток-2″ и «Турецкий поток» неизбежна и в силу общей конъюнктуры, и по причине нежелания Киева модернизировать свою ГТС и вести конструктивные переговоры с партнерами. Так считают опрошенные ФБА «Экономика сегодня» эксперты.

Изменения географии поставок газа в Европу, а также стратегия Евросоюза, цель которой — повышение гибкости рынка, скажутся на работе операторов газопроводов в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Такие выводы делают аналитики рейтингового агентства S&P Global Ratings.

По их мнению, новые маршруты импорта газа, такие как «Северный поток — 2″, «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор», изменят традиционные бизнес-модели компаний, которые занимаются добычей и транспортировкой газа в ЦВЕ. В первую очередь это связано с тем, что «Северный поток — 2″ и «Турецкий поток» изменят направления поставок — от традиционного маршрута через Украину и, следовательно, от стран Центральной Европы.

«Кредитоспособность компаний, занимающихся транспортировкой газа, скорее всего, окажется под давлением из-за роста конкуренции между маршрутами, увеличения волатильности объемов транзита, постепенного истечения долгосрочных контрактов ship-or-pay (соглашения на транспортировку за фиксированную плату вне зависимости от объема перевезенной продукции) на традиционных маршрутах и ​​высоких потребностей в капитальных расходах», — сообщают в S&P Global Ratings.

Все это ведет к необходимости дополнительных инвестиций в новую инфраструктуру газопроводов в регионе.

Бизнес-вызов

География поставок уже меняется, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов — появились два дополнительных газопровода на территории Германии: Opal, который шел на юг, другой, Neo, на запад, в сторону Голландии. Сейчас начинается строительство продолжения «Северного потока-2″ — газопровод, идущий на юг.

«То же самое по «Турецкому потоку». Если сейчас газ поставляется по Румынии и Болгарии, то теперь Турция будет получать часть этого газа напрямую, а то, что нужно Болгарии, другим балканским странам, им придется получать газ из Турции, и под это придется модернизировать газотранспортную инфраструктуру. Это все работа местных операторов, и для них это, да, бизнес-вызов. Больше всех недовольна, понятное дело, Украина, теряющая транзит», — сказал эксперт, отметив также, что недовольна и Словакия, и у нее сократится объем транзита.

Братислава не так громко выражает это свое недовольство, что понятно — вес Словакии в европейском контексте невелик. При этом «Газпром» придумывает схемы, которые могли бы компенсировать потери словаков. Собственно, словаки сами понимают, что все это неизбежно — украинцы не модернизируют свою ГТС, так что проблемы рано или поздно возникли бы.

Украинская смехотворная риторика

Перенастройка системы в Европе неизбежна, говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Это связано с объективными причинами — украинская ГТС старая, никто гарантий того, что она будет нормально работать в долгосрочной перспективе, никто не дает. Эти гарантии предполагалось создать за счет формирования консорциума с участием Украины, России и Германии, но проект не состоялся, так как вкладываться в систему, крайне нестабильную политически, весьма рискованно (имеется ввиду киевский режим)», — говорит Гривач.

Кроме модернизации, важно еще уметь конструктивно работать с партнерами. Вся риторика Украины даже сейчас, в ситуации перспективы сокращения транзита, строится не на том, что они готовы работать с партнерами, а на обвинениях — мол, нас лишают денег, которые нам почему-то положены по праву и все это происки врагов. «Разговоры об экономических потоках вообще не идут, а если и идут, то на смехотворном уровне», — отметил эксперт.

На пользу Европе

В любом случае все новые проекты поставок газа уже реализуются и обсуждаются, говорит Сергей Правосудов: «Много ли вы слышали в публичном пространстве претензий со стороны Братиславы? Словаки реально оценивают ситуацию, и понимают, что те страны, которые заинтересованы в этих проектах, та же Германия, обладают куда большим весом в Европе, чем они».

Алексей Гривач в принципе не видит проблем с инвестициями в новую инфраструктуру. Это делает систему в Европе более интегрированной. Сам по себе большой реверс газа из Западной Европы в Центральную и Восточную не был бы возможен без «Северного потока», без него этого бы не случилось. А то, что какие-то маршруты становятся менее востребованными — это, заключил эксперт, «жизнь».