США обогнали Россию по уровню добычи нефти‍ чисто номинально, на самом деле нефтяная отрасль США погружается в глубокий кризис. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Повышение добычи нефти на прошедшей неделе отметило американское федеральное агентство Energy Information Administration – они выводят среднее арифметическое за семь дней и подают это в отчете. Минимальное превышение в сравнение с российскими данными есть – но только по нефти, в газе РФ по-прежнему вне конкуренции. При этом многие болезненно реагируют на то, что американцы в чем-то нас обгоняют. Однако нужно понимать специфику нефтедобычи США, чтобы понять истинное положение дел.

Да, США устойчиво выходят на уровень добычи 11,2 млн барреля в сутки – у них добыча снижалась очень долго из-за кризиса, погодных условий и других факторов, теперь идет рост. Однако нужно понимать, что закредитованность нефтедобытчиков в США – она крайне высокая, даже чрезмерная. То же Energy Information Administration отмечает: сейчас порядка трети всей добываемой в Штатах нефти идет на выплаты по кредитам. Это очень много, такого положения нет нигде в мире, включая страны ОПЕК. А суммарный долг добывающих компаний составляет порядка 300 млрд долларов, он колоссален. Чтобы этот долг обслуживать, нужно больше добывать. Чтобы больше добывать, нужно все больше кредитов», — отмечает аналитик.

Американские издание Bloomberg объявило, что компании США в августе добыли рекордное количество нефти, что позволило США обойти по этому показателю Россию. Energy Information Administration приводит цифры: в августе в стране добывали 11,346 млн барреля нефти в день, тогда как в России этот показатель равнялся 11,21 млн барреля. Произошло это как за счет компаний, работающих в Мексиканском заливе, так и благодаря производителям сланцевой нефти в Техасе, Колорадо и Северной Дакоте. Указывается, что это достижение может быть кратковременным — в сентябре Россия вновь вышла вперед, увеличив добычу на фоне американских санкций против Ирана и кризиса в Венесуэле.

«Чрезмерная закредитованность американских нефтяников и вынужденное наращивание добычи стали для отрасли замкнутым кругом. Поэтому рост добычи не вызывает в США такой же бурной радости, как было это в начале десятилетия во время «сланцевой лихорадки». На этот вид нефти тогда возлагали большие надежды – сейчас к сланцевой нефти подходят более хладнокровно. Добыча этого сырья связана с необходимостью постоянного бурения и гидроразрыва пластов, то есть она крайне дорогостоящая.

В итоге одновременный рост производства и закредитованности в определенный момент приведет к новому витку кризиса – компании рано или поздно упрутся в невозможность дальше наращивать добычу. Без этого они не смогут платить по ранее взятым кредитам и будут вынуждены объявлять банкротство. Это ударит по банковскому сектору, потом по цепочке – по всей американской экономике. Потому сейчас воспринимать рост добычи в Штатах как соревнование с Россией не стоит – там сложилась специфическая ситуация, которая к этому вынуждает. Тем более, добытая нефть порождает новые проблемы для американцев», — подчеркивает эксперт.
Специфика России

США были лидером по добыче нефти до 1974 года, когда первое место по этому показателю занял Советский Союз. К концу 1970-х годов СССР добывал на треть больше нефти, чем США, а в конце 1980-х отставание Соединенных Штатов составляло порядка 50%.. Сократить отставание от лидеров и обойти в начале текущего года Саудовскую Аравию американцам удалось благодаря разработкам сланцевой нефти и изменениям в законодательстве, которые позволили вести разработки на шельфе Аляски. По прогнозу BP, к 2035 году именно США будут крупнейшим в мире производителем жидких углеводородов с объемом производства около 17 млн барр. в сутки. Что касается России, то ей BP предсказала увеличение среднесуточной добычи до уровня 12 млн барр.

На прошлой неделе глава «Роснефти» Игорь Сечин выступал на XI Евразийском экономическом форуме в Вероне, где заявил: Россия будет занимать лидирующие позиции в мировой нефтяной отрасли и через десять лет. По его словам, некоторые аналитики предрекают нашей стране уход с глобального нефтяного рынка в перспективе десяти лет. Однако он заверил, что Россия по ресурсной базе и проектам в нефтяной отрасли сейчас занимает лидирующие позиции и останется на них. «По нашим оценкам, в этой перспективе лидировать будут три крупнейших игрока — Саудовская Аравия, Россия и США — страны с очень разной организацией отрасли, разной ресурсной базой и разными драйверами роста», — заявил Сечин.

«Добытая в США сланцевая нефть специфическая по составу и плохо подходит для переработки на предприятиях, имеющихся в Штатах. И наращивание добычи не приводит к тому, что американцы получают больше возможностей покрывать свои потребности отечественным продуктом. Фактически чем больше Америка добывает нефти, тем больше вынуждена продавать на переработку другим странам, а для внутреннего потребления приходится по-прежнему сырье ввозить. Штаты до сих пор колоссальный импортер, и ничего с этим сделать не могут.

Вся тема добычи сланцевой нефти спекулятивна. С одной стороны, американцы получают возможность заявить, что они становятся крупнейшими добытчиками и могут доминировать, с другой – никаких преимущество от столь, на первый взгляд, удобного ресурса они не получают. Кризисная ситуация 2014 года в США не изменилась – не сменились технологии, условия кредитования остаются прежними. А значит, проблемы у американцев только множатся.

У России своя специфика, свои технологии, база и условия. И свои, безусловно, проблемы – мы видим их отражение в ценниках на заправках. Но РФ вовсе не нужно гоняться в объемах производства за США, а вести собственную грамотную политику. Нефтедобытчики США не уверены, что с ними  будет через полгода – в России все компании давно утвердили стратегию развития до 2025 года, иные и до 2030-го. А значит, мы в куда большей мере застрахованы от кризисов и можем претендовать на гарантированные прибыли, нежели нефтяная отрасль США», — заключает Александр Фролов.