Экономист Александр Фролов — о том, какое соглашение по поставкам газа через Украину устроит Россию

Изначально от трехсторонней встречи по транзиту газа в Брюсселе невозможно было ожидать принятия каких-либо обязующих документов. Но в то же время она была необходима, чтобы успокоить европейских потребителей российского голубого топлива.

В конце года истекает срок действия транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом». По нему «Газпром» обязался прокачивать через территорию Украины не менее 110 млрд куб. м газа в год. Однако фактические объемы были ниже, так как за время действия контракта был введен в эксплуатацию «Северный поток». В 2018 году через этот газопровод было прокачано порядка 58,8 млрд куб. м. А поставки через украинскую ГТС снизились до 80 млрд куб. м.

Украинский маршрут для «Газпрома» сегодня наименее выгоден экономически. А после 2014 года возникли новые политические риски. Киев в свою очередь за прошедшие годы ни разу не отбирал предусмотренные контрактом объемы газа. И несмотря на действие принципа «бери или плати» не только не брал, но и не платил.

Долгое время стороны закрывали на эти обстоятельства глаза. Но затем «Нафтогаз» инициировал разбирательство в Стокгольмском арбитраже, по результатам которого «Газпром» оказался должен украинским коллегам более $4 млрд. Ранее «Нафтогаз» успел задолжать российской стороне более $2 млрд, поэтому в итоге долг «Газпрома» составил около $2,6 млрд.

Эта сумма сейчас является предметом новых судебных разбирательств. В то же время «Газпром» и лично президент России предлагали Украине уладить вопрос о долге миром и после этого приступать к рассмотрению нового транзитного контракта.

Нынешнее руководство «Нафтогаза», получившее премии за выигранный транзитный иск, отказывается рассматривать вопрос о $2,6 млрд. Более того, оно подало новый иск на $12 млрд и предлагает рассматривать только отзыв этого иска.

Также украинская сторона настаивает на том, чтобы в новом контракте были зафиксированы фантастические обязательные объемы прокачки — 140 млрд куб. м. «Газпром» не собирается гарантировать подобные объемы. Для российской компании вопрос закрепленных в контракте обязательных объемов является более чем болезненным — особенно после итогов разбирательств в Стокгольмском арбитраже. Ведь неожиданно выяснилось, что отсутствие прописанного в контракте принципа «качай или плати», а также каких-либо санкций за недопрокачку гарантированных объемов газа, не является гарантией от неблагоприятных судебных решений.

По всей видимости, «Газпром» будет стремиться к тому, чтобы в новом контракте не было упоминаний гарантированного объема прокачки. В крайнем случае, он согласится на то, чтобы в документе был прописан минимально возможный объем на уровне 15–20 млрд куб. м. Фактическая прокачка, скорее всего, в ближайшие годы будет значительно больше. Но такой шаг позволит избежать новых разбирательств с «Нафтогазом» или той компанией, которая придет ему на смену.

Вопрос о преемнике «Нафтогаза» отнюдь не праздный. Украинскую компанию давно должны были разделить в рамках процесса евроинтеграции. И хотя ее руководство активно этому сопротивляется, вскоре разделение произойдет. После этого транзитом газа будет заниматься уже другая компания. Вероятнее всего специально созданное для этих целей предприятие «Магистральные газопроводы Украины».

Возникает вопрос: почему стоит вести консультации с нынешним главой «Нафтогаза»? И компания вскоре перестанет отвечать за транзит, и нынешний ее руководитель, по всей видимости, покинет свой пост после президентских выборов в марте-апреле текущего года.

Тем не менее глава украинского холдинга Андрей Коболев принимает участие в консультациях. Кроме него на встрече присутствовал министр иностранных дел Украины Павел Климкин, еврокомиссар Марош Шефчович, министр энергетики России Александр Новак и глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Для «Газпрома» и Мароша Шефчовича эта встреча является способом показать европейским потребителям, что работа ведется, притом в конструктивном ключе. У всех еще живы в памяти события начала 2009 года, когда произошел газовый кризис и часть Европы недополучила российское топливо. Все хотят быть уверены, что Россия и Украина на этот раз найдут ответы на все спорные вопросы до наступления холодов. Хотя окончательные соглашения явно будут достигнуты лишь после смены руководства Украины в целом и «Нафтогаза» в частности.

Для российского газового холдинга Украина в ближайшие годы останется важным транзитным направлением. Это связано не только с готовностью газотранспортной инфраструктуры на территории Евросоюза, по которой голубое топливо будет поступать из «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Во многом Украина останется транзитером из-за растущего потребления российского газа в ЕС. Вполне возможно, что к середине следующего десятилетия этот показатель вырастет настолько, что даже при стопроцентной загрузке обходных газопроводов, через Украину пойдут вполне представительные объемы. Но гарантировать их сегодня «Нафтогазу» никто не будет.