Антимонопольное ведомство берет госкомпанию измором

В четверг, 25 апреля, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет рассматривать график повышения тарифов на газ и его транспортировку. Однако уже накануне глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство не планирует индексировать «Газпрому» ни один из тарифов, пока компания не предоставит антимонопольщикам прозрачные финансовые и бухгалтерские данные о своем положении.

«С «Газпромом» пока можно не работать, потому что он свои данные нам не предоставляет. Пока «Газпром» не будет предоставлять нам свои прозрачные данные, мы не будем им индексировать вообще ни один из тарифов, пусть живет так. Второе – пока не будут приняты правила недискриминационного доступа (к единой газовой системе. – «НГ»), говорить о каких-либо вопросах, связанных с либерализацией этого рынка, не предоставляется возможным», – сказал Артемьев на расширенном заседании коллегии ведомства в Ялте.

Вопрос находится в подвешенном состоянии уже много лет, тариф на транспорт газа для независимых производителей не индексируется с 2015 года, убытки от этого «Газпром» оценивает в нынешнем году в 17 млрд руб.

Примерно в тех же словах о том, что тариф не будет повышаться, Артемьев рассказывал и в 2016 году. Тогда «Газпром» просил проиндексировать тариф на 2%. ФАС заявку рассмотрела, потом курировавший тогда ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович зафиксировал необходимость сохранения тарифа. С тех пор правительство поменялось, но процедура и размер тарифов сохраняются.

В 2017 году Артемьев говорил, что независимые компании считают транспортную составляющую для самого «Газпрома» заниженной, а для всех остальных – завышенной. «Они применяют ее дифференцированно, манипулируют объемами».

В сентябре 2018-го он пояснял, что есть два типа сложностей: «Газпром» не дает информацию в полном объеме и блокирует правила недискриминационного доступа (ПНД). «Газпром» – это последний заповедник, работающий по несовременным правилам», – говорил Артемьев, пообещав, что в этой ситуации ФАС будет считать тариф сама, без данных компании. Теперь очевидно, что и этот план не сработал, хотя еще в октябре замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин говорил, что есть все основания рассчитывать, что тариф будет проиндексирован в 2019 году.

В какой-то момент не выдержали даже сами независимые производители: в марте главы «Транснефти» и НОВАТЭКа попросили президента Владимира Путина передать регулирование тарифов на транспортировку нефти и газа от ФАС к Минэнерго. СМИ отмечают, что это уже не первая такая просьба, в прошлом году отстранить ФАС от регулирования тарифов просили и председателя правительства Дмитрия Медведева.

В начале года показалось, что вопрос по тарифам близок к какому-то разрешению. В феврале Голомолзин опять сообщил, что правительство, «Газпром» и независимые производители газа прошли первый этап согласований эталонного тарифа на транспортировку газа. Он отметил, что началась дискуссия по второй части решения – «по вопросам, связанным с инвестициями и с развитием».

Новый куратор ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак сообщил в марте, что достигнут консенсус о том, как определять операционные расходы на содержание магистральных газопроводов, но осталось договориться о том, как включить в тарифы капитальные затраты «Газпрома». «Ждем внесения изменений в закон «О естественных монополиях», которые должны упорядочить подходы к формированию инвестиционных программ. Логика простая: если правительство, публично обсудив и одобрив инвестпрограмму, решило, что соответствующей трубопроводной системе требуются определенные капитальные затраты, значит, эти затраты должны закладываться в тариф», – заявлял Козак в интервью газете «Коммерсант».

Необходимо напомнить, что инвестпрограмма «Газпрома» в последние годы превышает 1 трлн руб. Конечно, такой масштаб связан с сооружением «Северного» и «Турецкого» потоков, «Силы Сибири» (в 2018 году компания инвестировала почти 1,5 трлн руб.). Но даже после 2019 года, который в компании называют пиковым, инвестиции, как ожидается, не станут меньше 1 трлн руб. в год в связи с необходимостью завершения нынешних мегастроек, реконструкции действующих объектов, начала строительства новых проектов.

Информацию о том, какую часть этих затрат в «Газпроме» надеются закрыть за счет повышения тарифов на транспортировку газа сторонних заказчиков, нам найти не удалось. Возможно, именно ее и пытается раскрыть Артемьев. Возможно также, что ему не хватает информации от газового гиганта для понимания определения ценовой формулы. Некоторые эксперты, однако, выдвигают альтернативные теории. По их мнению, речь не идет о нехватке информации. «Тарифы всех региональных «трансгазов» известны, в них внесены издержки компаний, как формируется стоимость – не тайна за семью печатями, по крайней мере для ведомства Артемьева», – сказал «НГ» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Он считает, что вопрос – политический. «С некоторых пор для руководства нашей страны частный НОВАТЭК стал ближе, чем государственный «Газпром». Из-за действий ФАС, которая не повышает тарифы, получается, что для независимых производителей нет инфляции. Но они хотят не просто сохранить эту ситуацию, а еще и снизить тарифы», – говорит Правосудов.