«Нафтогаз Украины» предложил российскому «Газпрому» заключить контракт на «своп» газа вместо транзитного договора. Вместе с тем, как отметил в эфире радио Sputnik директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, это предложение вызывает ряд вопросов.

«Нафтогаз» предложил «Газпрому» заключить контракт на «своп» газа вместо транзитного договора, заявил исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко.

По его словам, согласно контракту, Украина может взять обязательства на прием российского газа на границе и его возврат на границе с Евросоюзом. Витренко написал в Facebook, что это позволит «Газпрому» не брать на себя риски, связанные с украинским регулятором и оператором газотранспортной системы, этим займется «Нафтогаз».

Плата за транзит в таком «своповом» договоре будет оформлена не как тариф на транспортировку, а как маржа, размер которой украинская сторона рассчитает в соответствии с европейскими правилами, а также согласует с представителями ЕС.

Витренко также назвал дополнительное условие: заключение «Газпромом» и «Укртрансгазом» «соглашения о соединении украинской и российской газотранспортных систем».

«Нас устраивает предложение ЕС – обеспечить техническую возможность (мощности) для поступления газа из России на Украину в объеме не менее 90 миллиардов кубометров газа в год. То есть будет 30 миллиардов кубометров для дополнительных объемов транзита, доступных как для газпромовского газа, так и для газа других компаний», – отметил исполнительный директор «Нафтогаза».

Стоит отметить, что на прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия готова продлить контракт на поставку газа Украине на действующих условиях.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в эфире радио Sputnik отметил, что предложение «Нафтогаза» в данном случае вызывает ряд вопросов.

«Все будет зависеть от конкретных условий. Потому что пока это общее заявление ни о чем. Нужно понять предметно, какая будет ставка транзита – сколько денег они попросят за свои услуги. Во-вторых, кто будет гарантировать возврат газа в указанных объемах. Потому что, как мы понимаем, со следующего года труба будет выделена из «Нафтогаза», это будет отдельная компания. И, соответственно, получается, что подписываешь договор с «Нафтогазом», он качает (газ – ред.) по трубе, которая принадлежит другой компании, а в итоге потом «Нафтогаз» отвечает за то, что весь этот объем дойдет до границы… Но тут непонятно, кто это все гарантирует – «Нафтогаз», который не является собственником этой системы, или все-таки собственник этой системы», – сказал Сергей Правосудов.

Также неясно, по его словам, как к этому отнесутся в Европе. Поэтому для начала необходимо разобраться в деталях, отметил эксперт.

«Третий, возможно, самый главный вопрос, заключается в том, как к этому отнесутся европейские партнеры «Газпрома». Потому что им «Газпром» обязан сдать газ. При этом украинская сторона уже много лет призывает европейцев поддержать ее предложение перенести пункты сдачи газа на восточную границу Украины, чтобы Европа отвечала за транзит газа по территории Украины. Но ни одна европейская компания пока на это не пошла, все они предпочитают забирать газ именно там, где это было указано в старых контрактах, то есть на западной границе Украины. То есть все риски транзита до сих пор остаются на «Газпроме». И вот пока нет ответа на эти три вопроса, нельзя сказать – «за» или «против». Нужно разобраться в конкретных деталях», – заключил Сергей Правосудов.

Существующие контракты на поставку и транзит российского газа через Украину истекают в конце этого года. При этом Украина с конца 2015 года отказалась от закупок у «Газпрома» и закачивает в хранилища топливо, приобретенное по реверсу в Европе. И хотя Киев неоднократно заявлял, что Украине удалось «слезть с российской газовой иглы», многие чиновники и политики отмечали, что такие закупки обходятся дороже, чем поставки из России напрямую.

В начале июня этого года глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн готов продавать Украине топливо дешевле, чем она закупает его по реверсу, исходя из этого, стоимость для конечного потребителя снизилась бы на четверть. Но тогда Юрий Витренко назвал это предложение «причудливым», потому что, по его словам, цена российского газа и так завышена на 100%. Насколько при этом завышена стоимость реверсного газа, он не уточнил.