В комитете по политическим вопросам и безопасности посчитали, что российские газовые проекты могут быть средством шантажа для государств, зависимых от поставок энергоносителей

В ОБСЕ приняли резолюцию против «Северного потока — 2» и «Турецкого потока». Авторы поправок из комитета по политическим вопросам и безопасности признали оба российских проекта потенциальным средством шантажа стран, которые зависимы от поставок энергоресурсов.

Поправку внесли парламентарии США вместе с несколькими представителями Литвы и Канады. Американский конгрессмен Ли Зелдин отметил: «Речь о росте опоры на один источник энергоресурсов. Друзья из Центральной и Восточной Европы могут пострадать от этого. Это может привести к росту коррупции и нестабильности в регионе».

Против новых поправок выступила только турецкая делегация, по мнению которой государства должны свободно выбирать, присоединяться им к проекту или нет.

По сути, эта резолюция не окажет влияния ни на один из проектов. Это чисто политический документ, который не проявится в экономическом плане, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«По сути, они путают два разных предмета. Первое — это путь доставки товара, каковым является «Северный поток — 2», и объем товара, который поставляется по этому пути. Сейчас в Европу российский газ в значительной степени идет по территории Украины. В прошлом году было поставлено порядка 84 млрд кубических метров газа. Увеличило ли это влияние России в регионе? Безусловно. А если бы те же самые объемы пошли по «Северному потоку — 2» и «Турецкому потоку», увеличилось ли относительно прошлогодней ситуации влияние России в регионе на энергетическую сферу Европы? Оно бы осталось ровно таким же, каким оно было и в прошлом году. От пути доставки вашего энергоносителя не зависит степень вашего влияния. Степень вашего влияния зависит исключительно от того объема, который вы поставляете на рынок Европы. Так уж получилось, что около Европы и в принципе в мире нет других поставщиков, которые могли бы обеспечить для европейского континента поставки газа по такой цене и в таких объемах, которые предлагает РФ. Все если бы они были, мы бы не смогли поставлять те объемы, которые поставляем, то есть порядка 200 млрд кубических метров газа в год, как это было в прошлом году. Выступая против «Северного потока — 2», апеллируя к тому, что влияние Российской Федерации вырастет… Извините, пожалуйста, каким образом?»

В середине июня республиканцы внесли в Сенат США проект закона о санкциях против «Северного потока — 2», который является главным экспортным проектом «Газпрома».

Американский законопроект направлен на снижение зависимости европейских стран от поставок природного газа из России. Зато должен увеличиться экспорт топлива из США. Плюс в документе прописано введение санкций в отношении лиц, которые поддерживают строительство экспортных российских газопроводов.

По поводу возможных санкций и новой резолюции рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Угроза санкций, новые пакеты, но, с другой стороны, посмотрите, как действует Трамп. У него эта опция есть еще в «первородных» санкционных пакетах, ввести санкции в отношении «Северного потока — 2» он мог еще много месяцев назад. Но он не делает этого. Логика здесь проста: проект строится динамично, и уже сейчас, на данном этапе на 90% выбрано финансирование, построено свыше 60% морской части по двум ниткам. По логике санкции фиолетовы, по большому счету «Газпром» может и в одиночку достроить этот проект. Это достаточно запоздалая вещь, но американцам важно, чтобы они угнетали, потому что европейцы щепетильны в вопросе санкций, они юридически изучают все эти санкционные риски.

— Стоит ли относиться серьезно к этой резолюции?

— Я бы считал это придаточным документом, абсолютно не обязывающим, это дискуссионная позиция, потому что, как вы заметили, турки против, потому что это не только «Северный поток — 2», но и «Турецкий поток», который уже, по сути, работает, морская часть уже финализирована, сухопутные части будут приведены в готовность до конца года, газ уже будет оформляться по системе.

«Северный поток — 2» должен быть запущен в следующем году. Строительство началось, чтобы сократить объемы транзита газа через территорию Украины. Газопровод пройдет по Балтийскому морю. Пропускная способность составит 55 млрд кубометров газа в год. Проект реализует «Газпром» вместе с четырьмя европейскими компаниями.