Киев опять пугает Европу «Северным потоком-2»

«Северный поток-2» является «неприемлемым» и «несет в себе угрозы всей Европе». Об этом 31 августа заявил президент Украины Владимир Зеленский по итогам встречи в Варшаве с польским коллегой Анджеем Дудой.

Как пояснил Зеленский, обе страны выступают за диверсификацию источников энергоснабжения, а также «за энергетическое сотрудничество в треугольнике Польша — США — Украина». Украинский лидер также подчеркнул, что санкции против Москвы могут лишь ужесточаться, пока не разрешен конфликт в Донбассе и продолжается «оккупация» Крыма.

Ранее стало известно, что Польша, Украина и США подписали межправительственное соглашение, которое предполагает сотрудничество в сфере поставок природного газа — в «области реформ украинского газового рынка, инфраструктуры импорта природного газа Польши, украинской инфраструктуры хранения и экспорта американского сжиженного газа, а также развития газовых коннекторов в регионе». Документ подписали представитель правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, министр энергетики США Рик Перри и секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Данилюк.

Накануне «Польская нефтяная и газовая компания» (PGNiG) заявила, что Варшава намерена продавать Киеву американский газ на долгосрочной основе.

«PGNiG купила СПГ в США, а затем после регазификации продала природный газ фирме Energy Resources of Ukraine („Энергетическая компания Украины“)», — говорится в сообщении компании. При этом ее глава Петр Вожняк утверждает, что американский СПГ обойдется Польше на 20?30% дешевле, чем российский газ.

Известно также, что в ноябре 2019 года в Польшу прибудет первый танкер из США с СПГ, предназначенным для «незалежной». После того, как сжиженный газ будет регазифицирован, его передадут Украине через пункт в Германовице.

Как отмечают аналитики, в ситуации с газом польские и украинские интересы сошлись. Польша хочет — с помощью США и Норвегии — стать основным газовым и нефтяным европейским хабом. Для этого нужно выдавить Россию с европейского газового рынка под любым предлогом, в том числе, используя украинскую тематику.

Украина же активно сопротивляется «Северному потоку-2», прежде всего, из-за страха потерять доход от транзита газа, поскольку соответствующий контракт в Россией истекает в начале 2020 года. Кроме того, Зеленский вторит заявлениям Вашингтона о «небезопасности» газопровода, чтобы у Киева было больше шансов получить финансовую поддержку от США.

Заметим, что «Северный поток-2» построен на 75% — уложено более 1,8 тыс. км труб. Работы полностью завершены в территориальных водах Германии и Финляндии. Участие в строительстве помимо «Газпрома» принимают пять европейских компаний — Shell, OMV, Uniper, Engie и Wintershall. Первые поставки газа ожидаются уже к концу 2019 года. Окончательный ввод «Северного потока-2» может состояться во второй половине 2020-го, если Дания будет настаивать на прокладке газопровода по новому маршруту к юго-востоку от острова Борнхольм. Для Киева это означает гарантированную потерю части транзита.

С другой стороны, США сдаваться не намерены. Как заявил Рик Перри, тема санкций по «Северному потоку-2» рассматривается в Америке на высоком уровне. «Мы серьезно относимся к такому варианту», — заверил американский министр.

Насколько подорвет «Северный поток-2» украинский транзит, удастся ли США выдавить «Газпром» с европейского рынка?

— США декларируют, что в ближайшие годы готовы значительно увеличить импорт СПГ, однако на деле здесь много неопределенности, — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Сами американские компании, разрабатывающие сланец, говорят об огромных перспективах и огромных запасах сланцевых углеводородов. Но у специалистов при анализе этих данные неизменно возникает множество вопросов.
Новости СМИ2

Нужно понимать: сланец — это твердая порода, в микротрещинах которой содержатся нефть и газ. Реально оценить запасы таких углеводородов крайне сложно. Другой открытый вопрос — рентабельность добычи. Да, сами американцы уверяют, что с развитием технологий разрабатывать сланец выгодно чуть не при $ 30 за баррель. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что компаний с такой рентабельностью очень немного, и большинство сланцевых проектов делается на кредитные деньги. Причем часто компания получает лицензию на добычу, продает свои акции внешним инвесторам, а потом выясняется, что компания несет убытки. Но приходят новые инвесторы — и история повторяется.

На мой взгляд, вопрос в том, как долго еще инвесторы будут вкладывать деньги в проекты, которые в итоге оказываются нерентабельными. Если инвесторы потеряют к сланцам интерес, рост добычи тут же прекратится.

«СП»: — Сейчас правительства ведущих стран принимают программы энергосбережения, чтобы снизить зависимость от углеводородов. Будет ли при таком раскладе сокращаться и потребление российского газа?

— Сейчас бурными темпами растет потребление газа в Китае. Причем, с 1 июня Поднебесная повысила ввозные пошлины на американский СПГ — с 10 до 25%. Напомню, китайские пошлины в 10% против американского СПГ действуют с сентября 2018 года. Китай — это второй импортер СПГ в мире после Японии. В 2018 году поставки в страну сжиженного газа выросли на 38% год к году, и составили почти 54 млн. т, где доля США составила 2,16 млн. т (данные GIIGNL).

Это значит, что американский СПГ будет уходить на другие рынки, а Китай станет покупать газ из других источников. Например, у России.

Есть еще проблема Индии — это тоже большой рынок. Сейчас потребление газа там небольшое, индийцы до сих широко используют уголь, но это уже привело к экологической катастрофе в ряде крупных городов. Индусы прекрасно понимают, что переход на газ неизбежен — так что в Индию в скором времени также пойдут существенные объемы голубого топлива.

Что касается европейского рынка, ситуацию на нем определяет ряд моментов. Главный — что возможности нарастить собственную добычу в Европе нет. Соответственно, наращивать придется импорт. Даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: газ из России, в том числе СПГ, ближе всего к Европе, и этого газа очень много. В результате, российский газ, даже сжиженный, гораздо более конкурентоспособный, чем американский.

В Европе есть, конечно, страны, которые заявляют о готовности переплачивать, покупая американский СПГ по политическим мотивам. Я имею в виду Польшу и Литву. Но в общем объеме европейского потребления газа они погоды не делают.

«СП»: — А Украина — делает?

— Украина де-факто и сейчас покупает российский газ — правда, у европейских трейдеров. Понятно, газ из России никто не гоняет в Европу, а потом обратно на Украину. «Незалежная» просто изымает газ из транзитной трубы, а Европа представляет дело так, будто это она купила голубое топливо у РФ, и перенаправила Украине.

Американский СПГ этой картины принципиально не изменит. Достаточно напомнить, что у Киева нет собственной инфраструктуры для приема сжиженного газа. Так что украинцы будут по-прежнему забирать газ из транзитной трубы, заявляя при этом, что газ пришел из Польши, а в Польшу попал из Америки.

«СП»: — Как будет развиваться ситуация дальше?

— В Европе много говорят о том, что надо вообще отказываться от углеводородов, и переводить экономику на возобновляемую энергетику. С другой стороны, все понимают: возобновляемая энергетика нестабильна, и ее все равно нужно дублировать газом. Показательно, что в Дании и Германии — странах-лидерах в сфере возобновляемой энергетики — и без того самые высокие цены на электричество. К тому же Европа хочет полностью отказаться от угля в энергетике, а это потребует дополнительных объемов газа.

Это означает, я считаю, одно: российский газ будет еще долго доминировать на европейском рынке.

«СП»: — Что все-таки будет с украинским транзитом?

— Зеленскому как-то надо отстаивать переговорные позиции — это он сейчас и делает: уверяет, что газ Украине готовы поставлять со всего мира. Но украинский лидер также понимает, что «незалежная» как рынок мало кого интересует — интересен только украинский транзит. И европейцам нужно, чтобы транзит был надежным. Так что, когда дойдет до заключения нового контракта с «Газпромом», Зеленский, я считаю, пойдет на вариант, который устроит Европу — главного кредитора Украины.