Мировые продажи электромобилей упали впервые в современной истории в июле, после того как Китай сократил субсидии на покупку электрокаров, что подчеркивает роль государственной помощи на растущем рынке.

Глобальные продажи электромобилей упали впервые в истории, после того как Китай сократил субсидирование их покупок. Об этом свидетельствуют данные Sanford C. Bernstein. Отмечается, что падение продаж произошло в Китае и Северной Америке, в то же время в Европе продажи электромобилей, наоборот, выросли.

Продажи машин с электродвигателями рухнули на 14% примерно до 128 тыс. штук.

Наиболее значительные продажи в июле были зафиксированы у американской Tesla Inc. (около 20 тыс. машин) и китайской BYD Co. (порядка 16 тыс.), далее следуют немецкая BMW (примерно 9 тыс.) и еще одна китайская компания — BAIC (около 8 тыс.).

В начале августа китайская Ассоциация автопроизводителей (CAAM) зафиксировала снижение продаж впервые за последние два года. По итогам июля продажи новых электромобилей составили 80 тыс. штук, что на 4,7% меньше по сравнению с июлем прошлого года.

Мнение эксперта

Александр Фролов — Заместитель генерального директора Института национальной энергетики

«Развитие электротранспорта сегодня невозможно без государственной поддержки: без прямых дотаций и различного рода льгот как для покупателей, так и для производителей. Ранее мы уже наблюдали сокращение продаж в Дании и Нидерландах, после того как в этих странах правительство урезало меры господдержки. И это не чисто европейская специфика, ведь тоже самое произошло в Гонконге (Китай), хотя там изменения ударили преимущественно по верхнему ценовому сегменту.

Для Китая электротранспорт – это расширение собственных промышленных производств, а также способ решения ряда экологических проблем. С прошлого года здесь действуют новые правила поддержки развития электротранспорта. Насколько мне известно, оказывается в зависимости от ряда характеристик – пробега на одной зарядке и плотности энергии в аккумуляторе. Под государственные субсидии не подпадают электромобили, которые обладают запасом дальности хода менее 150 км. А требования к плотности энергии были повышены с 90 Втч до 105 Втч на 1 кг. Таким образом, наименее совершенные модели оказались за бортом. В этой связи нельзя не вспомнить, что долгое время в мире одним из лидеров продаж в электрическом сегменте остается модель 2010 г. Nissan Leaf (максимальный пробег на одном заряде составляет 160 км). Как тут не задуматься о принуждении автопроизводителей к скорейшему качественному обновлению своих «электричек».

Все это, кстати, лишний раз показывает две вещи. Первая – для Китая развитие электротранспорта ценно не само по себе, поэтому он готов пожертвовать динамикой роста количества в пользу роста качества. Вторая – даже такая крупная экономика не может позволить себе бесконечно тратить государственные деньги на электротранспорт. При нынешнем уровне развития технологий электротранспорт не может конкурировать с традиционными автомобилями без господдержки. Но чем больше становится электромобилей, тем сложнее эту поддержку оказывать. И дело не только в деньгах. Одно дело – позволить десятку тысяч электромобилей пользоваться выделенными полосами на дорогах, а другое – для сотни тысяч или для миллиона.

Иронично, но именно развитие рынка электромобилей стало поводом для критики программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов в России. Благожелатели уверенно объясняли крупнейшим российским игрокам («Роснефти», «Газпром нефти» и «ЛУКойлу»), что их вложения в сотни миллиардов рублей никогда не окупятся, ведь скоро «весь мир пересядет на электромобили» и нефтепродукты будут не нужны. Пока что практика доказывает, что развитие электротранспорта, если не произойдет внезапных технологических прорывов, неминуемо упрется в «льготный потолок». И электромобили займут небольшую, соизмеримую с другими «альтернативами» нишу».

Китай заинтересован в популяризация электромобилей: это одна из стратегий по улучшению экологической обстановки. Продажи машин с нулевым выхлопом начались еще в конце 2000-х гг., а с 2013 г. стали стремительно расти. Уже в 2015 г. было продано более 145 тыс. штук, а общий парк в то время составил около 225 тыс. машин.

За 2017 г. китайские покупатели приобрели почти 800 тыс. электромобилей, а рост в сравнении с 2016 г. составил 53%, то есть общее число экологически чистых машин превысило 1,5 млн. И причина такого стремительного роста заключается именно в государственном стимулировании продаж: правительство развивает сеть зарядных станций и субсидирует покупку электромобилей, обеспечивая им конкурентную на общем автомобильном рынке цену.

Однако снижение продаж электромобилей ожидалось участниками рынка еще с весны, после того как в конце марта правительство Китая объявило о значительном изменении программы господдержки производителей электромобилей.

Субсидии на производство электромобилей будут в этом году сокращены на 30%, после 2020 г. власти собираются и вовсе отказаться от субсидирования этой отрасли. Больше всего сокращения коснутся наименее технологичных машин — с более слабыми батареями, запасом хода и т. д.

Таким образом власти КНР хотят стимулировать более технологичных производителей, даже если общий объем продаж и сократится, сменив концепцию количественного развития электрического авторынка на качественный. На фоне такого изменения политики властей CAAM уже понизила собственный прогноз по продажам электромобилей в стране по итогам года с 1,6 млн до 1,5 млн штук.

В январе-июле глобальный рынок электрокаров вырос на 35%. По оценке экспертов Sanford C. Bernstein, по итогам всего текущего года подъем может составлять 23-48% соответственно до 2,4-2,9 млн машин. Опыт стран, лидирующих в использовании электромобилей, показывает, что ключевой опорой развития этого рынка является государственная поддержка.

«Как и ожидалось, темпы роста рынка упали в июле на фоне сокращения субсидий. Несмотря на предполагаемое краткосрочное ослабление рынка во втором полугодии 2019 г., мы остаемся позитивными в отношении долгосрочного спроса на электромобили», — говорится в отчете Sanford C. Bernstein.