Администрация президента предложила ввести «газовую ипотеку»

Российские власти не устают изобретать все новые способы отъема денег у населения в пользу правящего класса и его обслуги. Бесстыдство «верхов» в этом вопросе уже давно не удивляет. На этот раз кремлевские вознамерились продавать людям «национальное достояние» — услуги «Газпрома».

Для ускорения газификации жилых домов в стране предложено ввести «газовую ипотеку». С таким до сих пор неслыханным предложением на X Тюменском нефтегазовом форуме выступил помощник руководителя администрации президента (АП) Кирилл Молодцов.

Речь идет о долгосрочном кредитовании населения для подключения жилых помещений к газораспределительным сетям, что позволит увеличить объем внутреннего рынка газа. Размер кредита должен варьироваться в зависимости от региона и стоимости подключения, считают в АП.

Банковские займы должны помочь преодолеть так называемую проблему «последней мили», когда люди, проживающие в непосредственной близости от газовой трубы — магистрального газопровода, не имеют газа в домах, так как ответвление стоит слишком дорого. А «Газпром» за это платить не хочет.

Вот только почему оплачивать строительство инфраструктуры должно население? Недостаточно того, что оно потом будет пожизненно платить за газ? Единственное возможное оправдание такой коммерческой линии — власти считают газовую отрасль личным активом, который должен работать на них, а не на людей.

Косвенно о таком подходе государства свидетельствует его политика в сфере развития добычи сжиженного газа. Ради развития отрасли частной компании «НОВАТЭК» даются все мыслимые преференции. Однако, богатеет в результате ее владелец — господин Михельсон, занимающий сейчас первую строчку в рейтинге российских миллиардеров с состоянием 24 млрд долларов.

Возможно, корни такой несправедливости кроются в личности действующего президента РФ. По свидетельству покойного журналиста Сергея Доренко, Владимир Путин сначала отказывался занимать высший пост в стране и просил себе в управление «Газпром». Бизнесмен по натуре, он не может смириться с «лишними» расходами на строительство инфраструктуры внутри страны и влияет соответствующим образом на Миллера? Похоже на то.

Видимо, поэтому «газовая ипотека» была предложена представителем администрации президента, а не тем же «Газпромом» или банковским сообществом.

Об обстоятельствах, при которых было озвучено сенсационная новация АП нам рассказал побывавший на Тюменском нефтегазовом форуме журналист Ростислав Журавлев.

— Вчера мы услышали новый термин «газовая ипотека». До этого он еще ни разу не звучал. Это, конечно, перебор. Говорить такое — просто «красная тряпка», плевок в лицо народу. Этак потом появятся другие виды ипотек: продуктовая, медицинская, образовательная. Но термин введен и теперь будем с этим жить.

Вообще, всё это звучит очень странно. Мы отапливаем Германию, всю Европу, при этом сами сидим рядом с газовой трубой и не можем воспользоваться этими благами. И не просто сидим — например, на полуострове Ямал негазифицированные поселки находятся прямо на месторождениях, газ прямо под ними. По идее, в нефтегазовых регионах газ для населения вообще должен быть бесплатным, как в Туркмении.

Подключение стоит огромных денег — порой сотен тысяч рублей. Здесь, в Тюменской области политика несколько иная. Здесь используются какие-то хитрые схемы. Об этом на форуме сказал местный губернатор Моор. Мол, зарабатывать надо на продаже газа, а не на прокладке трубы. Но Тюмень, конечно, богатый регион. Может себе позволить такое. А в таких областях, как Кировская или Архангельская газифицировано всего 25 процентов домов.

«СП»: — Интересно, что предложение прозвучало от представителя администрации президента…

— Ну так Молодцов — бывший замминистра энергетики. Видимо, до сих пор курирует это направление. К тому же центр управления страной находится именно в АП. Все решения принимаются там. Тем более по такому чувствительному вопросу. Сам термин «газовая ипотека» звучит дико. Кстати, этот Молодцов потом признался, что и так «наговорил лишнего»…

«СП»: — Да, темные делишки лучше обстряпывать втихаря…

— Нам много лет рассказывали, что «Газпром» — это наше национальное достояние, а теперь мы должны это достояние брать в ипотеку. При этом мы тянем трубопроводы за свой счет через моря, ручкаемся с нашими турецкими «друзьями» лишь бы нам дали проход в Европу. А собственным гражданам собираемся продавать необходимую газовую инфраструктуру в долг. Хотя к нашим гражданам «проход» как раз есть.

СП»: — Для властей россияне как будто чужие…

— Они ссылаются на то, что население мало потребляет газа — всего 50 млрд кубометров в год. Возможно, им это просто недостаточно рентабельно. Хотите газ? Тогда сами трубу оплачивайте, стройте, покупайте землю под трубу. Но это же бешеные деньги! Хотя земля то наша — государственная, труба тоже должна быть государственной.

«СП»: — Как выглядел сам форум? Детали?

— Форум был юбилейный — десятый. Тюмень и так всегда очень любила стиль «дорого-богато», чтобы все было «как у людей». А в этот раз еще и подсмотрели размах петербургского форума и решили перенести его к себе. Шампанское, живая музыка, в ресторане круассаны с форелью за 500 рублей. Господам разрешали даже курить в удобных креслах. Билеты на форум стоили от 65 до 200 тысяч рублей. Глядя на все это, пролетарская ненависть порой вскипала.

Очень интересная была платная закрытая сессия «Уголовные риски топ-менеджеров нефтегазовых компаний при работе с контрагентами». Тема актуальная, потому что в этом году форум не досчитался одного из спикеров — владельца Ачинского НПЗ Дмитрия Мазурова. Общий долг предприятия гигантский. Он не успел сбежать из страны и мог следить за форумом из СИЗО «Лефортово». Вот что их волнует. Это не какая-нибудь труба в деревню или в дачный поселок.

«СП»: — Да-а, многие из этих людей ухватили судьбу за хвост…

— Кстати, большинство участников форума не скрывают, что с нефтегазовой трубы никто слезать не собирается. А что делать, они толком не знают. Конкретных предложений нет. Мол, на наш век хватит, а там что-нибудь придумаем. Единственный, кто «рубанул правду-матку» — топ-менеджер «Лукойла» Азат Шамсуаров. Он сказал, мол, очнитесь, мы ничего не производим сами, у нас все иностранное, даже эти микрофоны. Россия, посетовал он, производит добавочную стоимость для стран Запада. Хотя в стране есть все, включая кадры, чтобы вкладываться в реальное производство.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объяснил различие подходов к снабжению газом россиян и внешних рынков бизнес-интересами «Газпрома».

— В России самые большие в мире запасы газа. При этом газификация нашей страны около 70 процентов.

«СП»: — Сразу возникает вопрос: почему так, и как это можно терпеть?

— Газ, как и любой другой продукт, товар идет туда, где есть платежеспособный спрос. Если в Европе платежеспособный спрос есть, то газ будут покупать и все будут довольны, и поставщики и покупатели.

Когда идет речь о газификации внутри страны, то крупные населенные пункты газифицированы. Если, не считать Восточную Сибирь и Дальний Восток, где до сих пор не было добычи газа в больших масштабах. Только сейчас начинают добывать газ в Якутии, в Иркутской области, в районе газопровода «Сила Сибири».

В случае крупных внешних покупателей подписаны контракты и ясно, что деньги отобьются. Когда же речь идет о газификации небольшой деревни, находящейся далеко от магистрального газопровода, то нужно понимать, что эта инвестиция не окупится никогда.

Есть вариант локальной газификации — привозить газ в сжиженном виде, но такой газ довольно дорогой. Если богатый населенный пункт, то почему нет? А если там живут одни пенсионеры, у которых денег просто нет? Вот во что все упирается.

«СП»: -Тем не менее проблему надо решать…

— В этой ситуации «Газпром» говорит, что для него заниматься разводкой газа по домам — слишком мелко и предлагает проложить трубу до населенного пункта, пусть даже себе в убыток. Но местные власти пусть как-то организуют людей, соберут деньги или прокредитуют их через местные банки и сделают разводку по домам. Ведь газ не только удобнее, чем дрова, но и дешевле. Люди будут платить меньше и с сэкономленных средств погашать долг. Такова реальность.

По мнению руководителя департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгения Удилова, в случае «газовой ипотеки» государство обязано выступить регулятором и переложить часть расходов на «Газпром».

— Идея кредита на достройку последнего отрезка газоподвода непосредственно к домам от уже проложенной магистрали — сама по себе неплохая, и она может стать во многих случаях решением проблемы, а не ещё одной проблемой, но при двух условиях.

Первое: должна быть госпрограмма выдачи таких кредитов банками в абсолютно облегчённом режиме, под очень низкий льготный процент. Кредит-то на обычных условиях, извините, гражданин может взять и сейчас. И нужно, чтобы разница с рыночными условиями по обычным кредитам компенсировалась банкам. Как вариант, за счёт регионального бюджета, но правильнее — за счёт самих газовиков.

Точнее, конечно, не деньгами непосредственно подрядчиков работ, а за счёт головных материнских компаний: тот же «Газпром» не бедная организация и получает весьма высокую прибыль на экспорте, а значит за право на эту экспортную сверхприбыль он мог бы и дальше заниматься газификацией внутри страны в порядке «социальной ответственности», неся затраты и не рассчитывая здесь на прибыль.

«СП»: — второе условие?

— Нужны прописанные чёткие гарантии, чтобы эта история газификации в кредит не превратилась в повсеместную практику, которую со временем могут попытаться распространить и на многоквартирные дома, заставив жильцов теперь уже не только скидываться не только в жэковскую кубышку «на капремонт», который состоится лет так через 15−20, но и платить отдельные взносы за состоявшийся «в кредит» подвод газа.

Мало того, программой надо обязательно предусмотреть, что во многих местностях, деревнях, поселениях, жители которых по факту физически не в силах выплатить проценты и по льготным кредитам — нужно дать право решениями местных властей схему с кредитом изначально заменять рассрочкой.

А в отдалённых деревнях, посёлках городского типа, где у жителей нет вообще реалистичных по цене энергетических альтернатив газу, но нет и денег, нет финансовых возможностей даже и просто заплатить саму сумму за подводку газа, для кого эти деньги неподъёмные — продолжать газифицировать там все дома полностью за государственный счёт или за счёт газовых компаний.

«СП»: — Добиться этого от нынешних чиновников будет непросто…

— Если этого не сделать, то многие деревни, поселения в перспективе окончательно опустеют, там никто не захочет жить. Иной подход был бы позором в крупнейшей газодобывающей стране мира, где себестоимость добычи не так велика, а поступления от экспорта газа — одна из главных доходных статей бюджета.

Одно дело — газифицировать за счёт граждан их постройки в садовых товариществах, или в отдельно стоящих близко к мегаполисам посёлках, в новостройках. И совсем другая ситуация — взять и массово повесить на огромное количество людей то, что для них уже не по силам, но что вполне могут в этих случаях потянуть финансово коммерческие газовые гиганты.