Аналитик Александр Фролов — о том, сможет ли Украина перезимовать без российского газа

Украина готова к остановке транзита российского газа через свою территорию, заявил в эфире одного из местных телеканалов министр энергетики и защиты окружающей среды этой страны Алексей Оржель. Заявление было сделано явно для того, чтобы успокоить население в самом начале отопительного сезона, и не отражает официальную позицию Киева о перспективах подписания контракта на транзит. Но даже в этом контексте министр не удержался от лукавства.

В этом году Украина закачала в подземные хранилища газа (ПХГ) порядка 21,6 млрд куб. м. Это не только на 4,5 млрд куб. м превышает прошлогодний показатель (по состоянию на октябрь), но и является максимумом за последние 10 лет. Впрочем, с точки зрения газовой отрасли суточные показатели потребления важнее, чем годовые и даже чем суммарные запасы.

Летом мы обычно потребляем заметно меньше газа, чем зимой. Разница может быть кратной. И здесь возникает вопрос об оперативной доставке голубого топлива потребителю. Для этого создаются подземные хранилища –– на месте выработанных месторождений (или в соляных кавернах). Газ туда закачивается в период минимального потребления, а отбирается — в период максимального спроса.

Украина в составе Советского Союза получила колоссальный промышленный потенциал, а промышленность требует много сырья и энергии. В том числе газа. Кроме того, СССР с конца 1960-х годов реализовывал экспортные газотранспортные проекты, ориентированные на Центральную и Западную Европу. Благоприятная геология позволила создать на Украине ПХГ суммарной мощностью свыше 30 млрд куб. м.

Весь постсоветский период газовая отрасль Украины деградировала. С 2014 года этот процесс лишь ускорился. В нем нашла отражение деградация всего промышленного комплекса этой страны, а вместе с ним и всей ее экономики.

В какой-то момент роль украинского газового коридора для поставок российского газа в Европу (и Турцию) начала снижаться. Были введены в строй обходные газопроводы –– «Голубой поток», Ямал–Европа, «Северный поток». А вскоре начнется эксплуатация «Турецкого потока» и «Северного потока – 2». За это время украинское руководство (независимо от конкретных фамилий) не озаботилось не только модернизацией, но и капитальным ремонтом своей ГТС.

Сейчас потребление газа на Украине даже по сравнению с не самым успешным 2013 годом сократилось примерно на 17 млрд куб. м –– до 30,6 млрд куб. м в год. А по сравнению с 2008-м падение было двукратным. И это нельзя списать на сокращение площади государства. На подконтрольной Киеву территории снижается количество потребителей.

В этом есть и плюсы. Выросла роль собственной добычи. Хотя ее объем относительно невелик –– порядка 20 млрд куб. м. На внешних рынках теперь необходимо закупать существенно меньше голубого топлива, чем до майдана. Да и закачивать в ПХГ нужно меньше. Хотя здесь есть один нюанс.

Как уже было сказано выше, суточные показатели важнее годовых. Пока Украина покупала российский газ в РФ, она могла рассчитывать на оперативную поставку куда больших объемов по импорту, чем теперь, когда она покупает российский газ через европейские компании. Соответственно, возрастает роль подземных хранилищ для благополучного прохождения отопительного сезона. Но газ, который закачивается в ПХГ, стоит денег. Если закачать слишком мало, люди замерзнут, а если много, то финансовые показатели «Нафтогаза» ухудшатся. Это может неблагоприятно отразиться на премиях руководства компании.

Такая противоречивая ситуация привела в марте 2018 года к дефициту газа на Украине и необходимости введения режима экономии. Так называемой акции «Прикрути». Иными словами, к концу отопительного периода сложилась ситуация, при которой потребителям не хватило голубого топлива.

И тот факт, что сегодня в ПХГ закачано больше газа, не дает никаких гарантий благополучного прохождения периода холодов. А Украина, по европейским меркам, довольно холодная страна.

Сегодня у нее три источника газа: собственная добыча, подземные хранилища, импорт из Евросоюза. Теоретическая возможность благополучно пройти отопительный период в условиях остановки транзита российского газа есть. Но только если зима будет очень теплой, а к началу весны не случится внезапных заморозков.

Кроме того, за разговорами о «рекордных объемах» как-то забывается факт, что давление в украинских трубах обеспечивает российский транзитный поток. В том маловероятном случае, если транзит и правда прекратится, первым делом возникнет проблема поддержания давления. А с ним и обеспечения реальных поставок газа с западной границы. Сегодня весь «европейский газ» отбирается из экспортного потока «Газпрома».

Но прекращение транзита ударит и по ЕС. Опустим вопрос о неизбежном в такой ситуации подорожании газа на бирже, которое отразится и в украинских платежках. Важно, что избытка газа, который можно было бы продать Украине, в Европе не будет. К счастью, острый дефицит региону не грозит. Европейские ПХГ заполнены более чем на 90%. Кроме того, у Евросоюза есть альтернативные пути газовых поставок.

Впрочем, и у Украины есть слегка подзабытая альтернатива –– поставки из России. Но для того чтобы их получить, надо подписать контракт. А для этого необходимо идти на взаимные уступки. Но особого стремления к компромиссам с украинской стороны пока не наблюдается.