«Нафтогаз Украины» готов получить от «Газпрома» задолженность в рамках решения Стокгольмского арбитража в размере около $3 млрд не только денежными средствами, но и в счет поставок российского газа на Украину на эту сумму, заявил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Для «Газпрома» нет особой разницы, что газ, что деньги, потому что это ничего не меняет по сути. Наш подход заключается в том, что перед заключением нового газового договора нужно отказаться от взаимных претензий, которые еще окончательно не утвердил международный суд.

В контракте между «Нафтогазом» и «Газпромом» прописано, что споры между сторонами решаются в Стокгольмском арбитраже, этот арбитраж уже присудил «Нафтогазу» $2,56 млрд, но «Газпром» подал апелляцию на это решение. Поэтому российская компания не готова эти деньги выплачивать, пока апелляция не будет рассмотрена, потому что в итоге предыдущее решение может быть отменено.

Но ждать, что Украина самостоятельно откажется от этих денег, не приходится. Украина не может от них отказаться, она обязана требовать эти деньги, поскольку так прописано в договоре, который в том числе подписал «Газпром». Поэтому только апелляция может отменить решение о выплате этой суммы. В принципе разговор сейчас должен идти не об этом, а о более конкретных вещах: объемах транзита, объемах поставок, сроках действия нового транзитного договора и так далее.

А что касается денег, я думаю, что здесь можно было бы применить другой подход. Дело в том, что Россия дала Украине в долг $3 млрд, купив ее облигации в 2013 году. Украинская сторона этот долг так и не погасила. Поэтому Украине надо напомнить о том, что она должна выплатить эти деньги, «Газпром» тоже им должен, во всяком случае, до рассмотрения апелляции.

Надо понимать, что если Украина не погасит этот долг перед Россией, ей фактически придется объявлять дефолт, а «Нафтогаз» является на 100% государственным предприятием Украины. Так что здесь можно произвести взаимозачет, а потом ждать рассмотрения апелляции на решение Стокгольмского арбитража, думаю, так было бы гораздо проще.