Дуют в трубы трубачи

Российские энергетические проекты зависят от развития отечественной трубной отрасли

Политика импортозамещения, проводимая в нашей стране, дает вполне ощутимые результаты. Еще пять лет назад российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом. К настоящему моменту ситуация изменилась кардинальным образом. И сегодня в России создано современное производство ТБД по законченному циклу — эта подотрасль тяжелой металлургии в ближайшее время должна окончательно сформироваться и стать полностью конкурентоспособной. Ведь по качеству и ассортименту своих труб отечественные заводы, продолжающие между тем развивать свои мощности, уже практически достигли мирового уровня. Это гарантирует успешную реализацию широкомасштабных энергетических проектов, заявленных российскими компаниями, что, безусловно, положительно скажется на их капитализации и, соответственно, поднимет их авторитет на глобальном рынке. А, кроме того, увеличит налоговые поступления в бюджет страны и обеспечит создание новых рабочих мест, что, в конечном итоге, значительно улучшит экономические показатели России.

Утраченные звенья

В советские времена весь мир работал на создание масштабных трубопроводных систем СССР, газовой и нефтяной, которые сегодня охватывают огромные пространства евразийского материка и до сих пор не имеют себе аналогов. Тогда Советский Союз закупал невероятные по нынешним меркам объемы труб «русского размера» (до 3 млн. т в год). Напомним, что к категории ТБД относятся трубы диаметром свыше 530 мм, которые широко применяются во всем мире нефтегазовыми компаниями. Но ТБД 1420 мм называют «русским размером», так как они используются при строительстве магистральных газопроводов в основном в нашей стране (исключение составляют государства СНГ и Иран). Только в Японии сегодня законсервировано четыре настроенных на Россию прокатных стана, рассчитанных на выпуск сырья для ТБД «русского размера», а еще такое оборудование есть в Германии, Италии, Греции, Индии… В самом СССР производство ТБД базировалось на территории Донецкой области Украины. Сегодня это Харцызский трубный завод (на нем был единственный в Советском Союзе трубосварочный стан под «русский размер»), а также мариупольские предприятия «Азовсталь» и «ММК им. Ильича», которые выпускали стальные заготовку и лист для производства ТБД (на профессиональном языке металлургов они называются соответственно сляб и штрипс). С развалом Союза эти мощности оказались за пределами России. Впрочем, в 1990-х большинство нефтегазовых проектов в нашей стране было свернуто, и спрос на ТБД упал до нескольких десятков тысяч тонн. В результате, развитие отечественной трубной промышленности практически остановилось, а в воссоздании ее утраченных звеньев не было никакой необходимости. Но, по мере преодоления экономического кризиса в стране, ситуация постепенно начала меняться.

Преодоление кризиса

К началу нынешнего века спрос на трубы большого размеры в России стал увеличиваться, а последовавший за этим экономический подъем привел к тому, что потребности в данной продукции начали стремительно расти. Например, в 2000 году «Газпром» закупил в общей сложности 177 тыс. т труб различного диаметра (включая 127,8 тыс. т ТБД, в т.ч. 96,9 тыс. т «русского размера»), через год этот показатель составил уже 227 тыс. т (188,3 и 124,3 тыс. т соответственно), спустя еще один — 303 тыс. т (255,5 и 220,6 тыс. т), а в 2003-м — 671 тыс. т (512,5 и 387,4 тыс. т). Параллельно ужесточались требования к качеству закупаемой продукции — новые технологии, внедряемые в рамках проектов «Газпрома», предполагали использование и самого современного оборудования. Аналогичные тенденции наблюдались и в нефтяном секторе. Вот тут-то отечественные компании и столкнулись с проблемой отсутствия в России теперь необходимых мощностей по производству труб. Причем, речь идет не только о «русском размере». Например, «Транснефть», владеющая всеми российскими магистральными нефтепроводами, использует в основном трубы диаметром 1020 и 1220 мм. Последние из них изготовляются на том же оборудовании, что и ТБД-1420, которого в нашей стране просто не было. На отечественных предприятиях имелось только первое звено из трех необходимых для выпуска труб большого диаметра, в которых нуждались «Газпром» и «Транснефть» — металлургическое производство, где изготовлялся сляб. Два остальных — прокатный и трубосварочный станы — отсутствовали. Не было и мощностей для выпуска многих других видов труб.

Конечно, удовлетворять растущий спрос можно было за счет наращивания импортных объемов, но это неизбежно бы отразилось на стоимости проектов и снизило их экономическую эффективность. Кстати, не нужно забывать, что высокая зависимость российских компаний от закупок иностранной продукции могла сказаться не только на ценах, но и на сроках реализации намеченных планов. Именно поэтому был взят курс на импортозамещение, благодаря чему трубная отрасль нашей страны перешла к фазе активного развития.

Создание «новой» подотрасли

Собственники российских трубных предприятий старались развивать мощности своих заводов, руководствуясь определенными макроэкономическими показателями и существующими прогнозами относительно будущего нефтегазового сектора нашей страны, которые указывали на то, что их продукция будет востребована, а спрос на нее продолжит расти. Однако делали они это весьма осторожно, так как не имели четких гарантий, что их инвестиции окупятся, не говоря уже о получении какой-то прибыли. Так, в конце 2002 года Волжский трубный завод (ВТЗ), входящий в структуру ЗАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК), приступил к выпуску спиралешовной трубы диаметром 1220-1420 мм. Это решило лишь часть существовавших проблем «Газпрома» и «Транснефти». Новая продукция не могла применяться повсеместно (для строительства магистральных трубопроводов компании предпочитали использовать в основном одношовные прямошовные ТБД), а, в дополнение к этому, мощностей ВТЗ явно не хватало. Количество крупномасштабных проектов, готовившихся к реализации, увеличивалось, и потребности в трубах стремительно росли. С учетом проведения реконструкции уже действующих газо- и нефтепроводных систем, отечественным нефтегазовым компаниям неизбежно пришлось бы приобретать весьма значительную часть труб за рубежом. Чтобы переломить эту ситуацию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники стали интенсивно взаимодействовать с российскими металлургическими предприятиями, стремясь убедить их в необходимости активизации развития трубного бизнеса. Сегодня можно констатировать, что эти усилия были полностью оправданы.

В 2005 году Выксунский металлургический завод (ВМЗ), входящий в состав ЗАО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК), запустил трубосварочный стан (последнее звено в цепи изготовления ТБД). А в 2006 году в России появилось первое производство «русского размера» по полному циклу — на Ижорском трубном заводе (ИТЗ) был введен в эксплуатацию промышленный комплекс с прокатным и трубосварочным станами. Стальную заготовку на ИТЗ поставляют предприятия ОАО «Северсталь-групп», в состав которого и входит этот завод. На запущенном в строй оборудовании Выкса и Ижора могут производить прямошовные одношовные ТБД диаметром 1020-1420 мм, соответствующие по техническим параметрам и качеству стандартам «Газпрома» и «Транснефти».

Между тем, развитие «новой» российской подотрасли продолжает набирать обороты, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на трубную продукцию и ужесточающимися требования к ней по качеству.

Потребности и стандарты

В 2006 году «Газпром» вышел на новый рекорд по объему закупки труб — компания приобрела 950 тыс. т данной продукции, из которых 867 тыс. т пришлось на ТБД. Это превысило показатели предыдущего года на 2,8% и 2,9% соответственно, а 2004-го — на 51,3% и 60,6%. По предварительным данным, в 2007-м поставки труб для «Газпрома» сохранятся на прежнем уровне, а вот в 2008-2012 годах их объем значительно увеличится. Кстати, доля российской продукции  в закупках «Газпрома» последнее время постоянно росла. Так, если в 2003-м она достигала 45%, в 2004-м — 63%, в 2005-м — 69%, то в 2006-2007 годах труба отечественного производства занимала уже 76-77%. Еще 15-17% в минувшем году приходилось на украинские предприятия, остальное — на импорт из дальнего зарубежья. При этом, последний показатель целенаправленно сокращался: в 2006 году было приобретено 96 тыс. т, в 2007-м, по предварительным данным, — около 63,5 тыс. т.

В «Газпроме» полагают, что какая-то часть импорта из ближнего и дальнего зарубежья в структуре поставок будет сохраняться и дальше. Прежде всего, потому, что существует уникальная продукция, которая выпускается за рубежом и востребована в незначительном количестве, а соответственно создавать ее специальное производство в нашей стране часто не имеет особого смысла. Впрочем, цены на такие изделия могут быть очень велики — в частности, стоимость некоторых типов нержавеющих труб доходит до 1,5 млн. рублей за тонну, и организация их выпуска в России вполне может оправдать себя. Поэтому отечественные компании активно включаются в эту работу.

Вторая причина заключается в том, что российская подотрасль по производству черной трубы по полному циклу еще не сформировалась окончательно. Так, в конце сентября минувшего года компания Nord Stream AG («Газпрому» принадлежит в ней 51%), которая занимается реализацией проекта «Северный поток», завершила международный тендер на поставку ТБД для первой нитки для этого газопровода. Для его строительства потребуется порядка 1,23 млн. т трубы диаметром 1220 мм с толщиной стенки 27 мм, рассчитанной на давление в 250 атм., класса прочности Х70. В 2008-2009 годах три четверти этого объема поставит немецкая Europipe (образована группами Dillinger Hutte и Salzgitter Mannesmann, ее заводы расположены в Германии, Франции, Бразилии и США), а остальное — российский ВМЗ. В тендере также участвовал ИТЗ, но к его трубам были предъявлены некоторые претензии. Дело в том, что ВМЗ, который пока не имеет собственного прокатного стана, провел аттестацию своей продукции по DNV (Det Norske Veritas — международный стандарт качества труб при строительстве подводных газопроводов), используя штрипс немецкой Dillinger Hutte. ИТЗ, работающий по законченному циклу, также предпринял попытку аттестоваться, но возникли вопросы к показателям относительного удлинения металла, из которого изготовлены его трубы. Сегодня ИТЗ и «Северсталь-групп» приводят свою продукцию в соответствии с требованиями DNV и Nord Stream, после чего Ижорский завод станет одним из основных претендентов на победу в тендере по строительству второй ветки «Северного потока» и на участие в прокладке других морских трубопроводов. В частности, подводного перехода через Байдарацкую губу на трассе Бованенково — Ухта в рамках освоения «Газпромом» ресурсов полуострова Ямал.

На первом этапе реализации этого проекта предполагается проложить одну нитку газопровода с рабочим давлением в 120 атм., наземная часть которого станет соответствовать «русскому размеру» и классу прочности Х80, подводная будет иметь диаметр 1220 мм и класс прочности Х70. Трубы первой из этих категорий изготавливались и применялись в мировой практике, правда, в мизерном количестве. Так, в Германии работает газопровод из такого материала протяженностью всего 260 км, в Канаде — 250 км. Несколько совсем небольших участков из труб с повышенными прочностными характеристиками построено в той же Канаде, а также Чехии, Великобритании и США. Но мировых аналогов тем масштабным проектам, что реализует «Газпром» с применением высокопрочных труб не было. Тем не менее, о готовности приступить к их производству уже заявили не только Выкса и Ижора, но также ВТЗ и Челябинский трубопрокатный завод, входящий в состав ЗАО «Группа ЧТПЗ». Первые должны были обеспечить производство опытных партий такой продукции уже в 2007 году, два других предприятия — соответственно в конце 2008 и 2009 годов.

Не следует забывать и о том, что «Транснефть» и нефтяники, увеличивающие закупки труб под проект ВСТО и освоение ресурсов Восточной Сибири, также выдвигают повышенные требования к приобретаемой продукции. В частности, нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан прокладывается в зонах с сейсмичностью выше 9 баллов по шкале MSK-64, что вызывает необходимость использовать на его трассе оборудование с повышенным запасом прочности. Впрочем, можно не сомневаться, что к 2011 году в России окончательно сформируется полностью конкурентоспособная по всем показателям трубная отрасль, а доля импортных закупок труб российских компаний сократится до минимума. Для таких прогнозов сегодня есть все основания.

Все основания

Успешное взаимодействие нефтегазовых предприятий с трубниками привело к небывалому всплеску инвестиционной активности во всей российской металлургической отрасли. И сегодня уже многие компании заявляют о начале реализации долгосрочных программ развития своего трубного бизнеса.

Так, в ноябре минувшего года ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) подписало контракт на комплексную поставку оборудования для строительства толстолистового прокатного стана «5000», на котором будет выпускаться штрипс шириной до 4850 мм с категорией прочности до Х120 для нефтегазовой отрасли, судо-, мосто- и машиностроения. Производительность стана составит порядка 1,5 млн. т в год, срок ввода в эксплуатацию — середина 2009 года. Несмотря на то, что предприятие уже имеет металлургическое производство (выпускает сляб), комбинат собирается одновременно с прокатным станом запустить в работу машину непрерывного литья стальной заготовки. Продукция, которую благодаря этому получит ММК (широкопрокатный лист) может использоваться не только для изготовления прямошовных одношовных ТБД, но и для создания морских платформ, сосудов для хранения и транспортировки сжиженного природного газа и т.д.

В то же время, ОМК объявила о планах создания металлургического производства и строительства на ВМЗ прокатного стана «5000» мощностью около 1 млн. т листа в год. Таким образом, к 2010 году здесь предполагается запустить все три передела выпуска труб «русского размера», как и у «Северсталь-групп». Кстати, последняя активно занимается реконструкцией своего производства стальной заготовки, а также не исключает возможности увеличить, в случае необходимости, мощности по изготовлению больших труб на ИТЗ с нынешних 600 тыс. т до 1 млн. т в год. Между тем, владельцы ВТЗ и ЧТПЗ приняли решение о строительстве на своих заводах трубосварочных станов для выпуска прямошовной трубы «русского размера».

Важно, что отечественные компании заинтересованы не только в сокращении потенциального и реального импорта труб за счет увеличения объемов собственного производства, но и в максимальном снижении влияния иностранных материалов и услуг на свой бизнес. В частности, при строительстве подводных трубопроводов встает вопрос о необходимости их бетонирования для достижения «отрицательной плавучести», чтобы они лежали на дне без риска аварийного передвижения под воздействием внешних факторов. Недавно принято решение, что комплектующие для первой ветки «Северного потока» будут из логистических соображений бетонироваться в Норвегии или Финляндии и только потом направляться на стройку. Однако с учетом планируемого кардинального увеличения объемов морских работ в рамках реализации нефтегазовых проектов на российском шельфе, рассматривается вопрос о возможности создания мощностей по бетонированию труб на территории России — в Мурманской или Архангельской областях. Не исключено, что они будут организованы мощным альянсом отечественных компаний металлургической промышленности. Аналогичная работа ведется и по созданию в нашей стране производства ингредиентов для изоляционного покрытия ТБД, которое существенно снижает сроки износа нефтяных и газовых магистралей, но пока полностью обеспечено за счет импорта.

Кстати, несмотря на незначительные потребности отечественных покупателей в уникальных трубах, которые делают в мире единичные предприятия, ТМК выпустила опытную партию сероводородостойкой продукции. Благодаря этому в скором времени российские компании смогут полностью отказаться от импортных закупок. Та же ТМК является основным производителем в России труб для поискового и эксплуатационного бурения. Здесь ее конкурентами пока остаются разве что японские компании. Недавно ВТЗ освоила выпуск высокогерметичных труб, в которых все больше нуждаются нефтяники и «Газпром» при разработке месторождений. О том, насколько важно совершенствование мощностей ТМК свидетельствует тот факт, что недавно ТНК-ВР заключила с ней соглашение на поставку труб с 2008 по 2012 год, в рамках которого российско-британское СП намерено закупить труб различного сортимента на сумму в 2 млрд. долларов. Потребности «Газпрома», в отличие от ТНК-ВР, значительно больше: сегодня они составляют 1-1,2 млн. т труб в год, а в 2009-2015 годах должны вырасти в среднем в 2-3 раза. Так что здесь есть за что бороться. Тем более, что российские нефтяники и газовики отдают предпочтение отечественным предприятиям. Насколько это доверие будет оправдано — покажет время, а также успешная реализация широкомасштабных энергетических проектов.