Судно «Академик Черский» является основным, но не единственным вариантом окончания реализации газопровода «Северный поток-2», считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Академик Черский» должен достроить «Северный поток-2»

Появилась информация, что трубоукладчик «Академик Черский», который принадлежит компании «Газпром», снова сменил курс и 27 марта должен прибыть в порт южноафриканского города Кейптаун.

В России и в мире тщательно отслеживают ход этого судна, поскольку именно «Академик Черский» должен достроить оставшиеся 150 километров трубопровода «Северный поток-2» в датской и немецкой акваториях.

Напомним, что строительство «Северного потока-2» было остановлено на конечной стадии реализации проекта, когда американцы ввели против него свои экстерриториальные санкции. После этого швейцарская компания Allseas прекратила строительные работы и увела два своих судна с места реализации этого проекта, как того требовала юстиция США.

Интересно, что сегодня истерия вокруг «Северного потока-2» улеглась вследствие пандемии коронавируса, которая буквально парализовала европейский континент. Из-за этого даже возникло мнение, что благодаря данным событиям «Северный поток-2» удастся достроить более-менее спокойно, т.е. без усиления внешнего давления на проект.

«Академик Черский» не является единственным способом достройки «Северного потока-2», но по состоянию на сегодня – наиболее беспроблемным и дешевым вариантом, если брать те возможности, которые есть у компании «Газпром», — заключает Фролов.

У «Газпрома» имеется еще судно «Фортуна», принимавшее участие в строительстве первого «Северного потока», но оно подпадает под ограничения, выдвинутые датским правительством. А так это тоже реальный вариант – тем более, что «Фортуна» находится в акватории Балтийского моря.

«До сих пор остается возможность привлечения сторонних подрядчиков, которые не убоятся санкций. У нас существует опыт такого взаимодействия, если мы вспомним про работу китайского укладчика во время строительства энергомоста в Крым», — резюмирует Фролов.

Присутствует и экзотический вариант подводной сварки труб «Северного потока-2», но Фролов относится к нему со скепсисом.

«Данный вариант является специфическим и полувоенным, который требует гораздо большего контроля и квалификации участников, и по такой причине – намного менее осуществимый», — констатирует Фролов.

Политическая ситуация по проекту не изменилась

Что касается воздействия коронавируса, то, как полагает эксперт, это не повлияло на отношение США к «Северному потоку-2». Ведь именно американская политика является источником проблем данного проекта.

Коронавирус не привел к улучшению отношений между Россией и нашими американскими и европейскими партнерами, поэтому не надо думать, что текущая ситуация даст стимул к позитивным изменениям в рамках «Северного потока-2».

«Тот факт, что данная тема ушла из СМИ, не меняет ни санкционной политики США, ни общей направленности наших партнеров по отношению к тем газотранспортным проектам, которые реализует или собирается реализовать Российская Федерация. Здесь стоит напомнить, что «Северный поток-2» не является единственным газопроводом, который подвергся американским санкциям, поскольку данная политика касается любых таких проектов, реализуемых Россией», — заключает Фролов.

Американцы выдержали аналогичный курс по «Южному потоку», убедили болгар от него отказаться. Затем возник «Турецкий поток», который также пройдет через Болгарию, но действия американцев осложнили и удорожили этот российский газовый проект. Ведь если бы не известные решения США, то «Южный поток» работал бы, начиная уже с 2016 года.

Эти четыре года задержки обошлись нам в дополнительные затраты и в дополнительное финансирование украинского транзита. По «Северному потоку-2» американцы выдерживают аналогичную линию, сделав ставку на снижение себестоимости этого проекта путем создания проблем.
России необходимо строить свои трубоукладчики

Фролов считает, что эта история показывает, что было бы разумно построить свои суда-трубоукладчики. У нас обычно говорят, что это коммерчески не рентабельно, но, учитывая планы по другим проектам, здесь есть смысл, пусть и его нельзя напрямую просчитать в цифрах.

«Северный поток-2» не является последним проектом, который Россия собирается реализовывать как на Черном, так и на Балтийском море. Еще поднимается вопрос со строительством газопровода в Японию, хотя там есть сложности, которые связаны даже не с большой глубиной, а с тем, что в этом регионе имеется большая сейсмическая активность», — резюмирует Фролов.

Фролов утверждает, что для того, чтобы решать такие вопросы, нужна отправная точка, поэтому создание собственных специальных судов, которые не зависят от внешнеполитической конъюнктуры, было бы разумным решением. И это вытекает из ситуации с «Северным потоком-2», которая в будущем может повториться.

«Даже если «Академик Черский» достроит «Северный поток-2», то ему все равно придется возвращаться на Дальний Восток и решать там задачи, для которых он и был изначально куплен», — резюмирует Фролов.