Рыночная система несильно увеличит затраты на транзит, но даст свободу маневра российской компании

Перспективы транзита российского газа через Украину в прошлом году будоражили умы миллионов. А прекращение действия контракта на поставки через территорию чуть менее беспокойного соседа — Польши — остается практически незамеченным. По всей видимости, в мае 2020-го стороны без лишнего шума и спецэффектов досрочно перешли на новую модель взаимоотношений. Чем это обернется для Варшавы и как в итоге выиграет «Газпром», для «Известий» проанализировал экономист, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Невыносимые условия

Межправительственное соглашение «О создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Республики Польша» было подписано в 1993 году. «Газпром» и польская PGNiG создали на паритетных началах предприятие «ЕвРоПол ГАЗ». На данный момент им принадлежит по 48% этой компании и еще 4% — Gas-Trading. В свою очередь, «ЕвРоПол ГАЗ» — собственник польского участка (684 км) газопровода Ямал–Европа, проходящего от российского Торжка до немецкого Франкфурта-на-Одере через территории Белоруссии и Польши.

В 2004 году PGNiG создала дочернее подразделение Gaz-System. Позже, повинуясь положениям Газовой директивы, его передали в собственность государства. В ноябре 2010 года было принято решение о том, чтобы назначить Gaz-System независимым оператором польского участка газопровода Ямал–Европа. На данный момент предполагается, что эта функция сохранится за компанией как минимум до начала 2026 года.

Периодически польские политики и чиновники позволяли себе высказываться о невыносимых условиях, в которых находится их страна из-за контрактов с «Газпромом». Многие заявления звучали для оправдания покупки более дорогого газа у других поставщиков. На этом фоне широкую огласку получили угрозы не продлевать контракт на поставку газа из России, действие которого истекает в 2022 году. Они повторялись неоднократно разными должностными лицами. Широкая общественность хваталась за сердце, ведь в угрозах читалась готовность Польши полностью прекратить покупки газа у «Газпрома». А это примерно 2,5% от экспортного потока компании в 2019 году. Но вслед за угрозами следовали уточнения, снижающие их силу и бескомпромиссность: покупать продолжим, если цены будут рыночными.

На десятых ролях

В прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский высказал претензии к условиям транзитного контракта. Во-первых, он заявил, что за транзит государство получает всего €4,8 млн. Во-вторых, он пообещал добиться, чтобы прокачка российского газа в Европу не была «бесплатной». Ранее уже называлась «недополученная прибыль» от контракта с «Газпромом»: €360 млн в период с 2010 по 2017 год.

Безусловно, сумма в €4,8 млн может обескуражить любого человека, который следил за драматическими переговорами «Газпрома» и «Нафтогаза». Там речь шла о плате за транзит в размере $2–3 млрд в год. Но между украинской газотранспортной системой и участком газопровода Ямал–Европа есть огромная разница.

Украинская ГТС принадлежит государству. А на строительство польского участка газопровода Ямал–Европа «Газпром» потратил свои средства. При этом значительная их часть попала ­­­­в экономику республики. Было логично предоставить «Газпрому» возможность вернуть вложенные деньги. Поэтому по действующему до 16 мая 2020 года контракту тариф за прокачку газа компанией «ЕвРоПол ГАЗ» рассчитывается, опираясь на уровень ее операционных затрат с учетом возврата инвестиций. Польша как государство в этой цепочке выступает даже не на вторых, а на десятых ролях.

После истечения срока действия контракта «Газпром» и его польские контрагенты, судя по итогам квартального аукциона, решили перейти на новую систему. Она полностью соответствует европейским правилам и предусматривается в рамках Третьего энергопакета как системное решение проблемы доступа к мощностям. Ее обоснованно критиковали за неспособность обеспечить развитие газотранспортной инфраструктуры в Евросоюзе. Но для направлений с отлаженной триадой «поставщик–труба–покупатель» и прогнозируемыми объемами эта система вполне подходит. Поставщик просто бронирует часть выставленных на аукцион мощностей, оператор гарантирует их прокачку.

Зато по-рыночному

По имеющимся данным, Gaz-System выставила на торги на III квартал этого года 7,66 млрд куб. м мощности ямальской трубы. Из них 6,1 млрд куб. м были выкуплены на входе в систему и на выходе из нее. Соответственно, можно говорить о том, что это транзитный объем. Он примерно соответствует объему, прокачанному «Газпромом» по этому газопроводу в I квартале (около 7 млрд куб. м).

По результатам аукциона затраты на транзит будут лишь на пару процентов выше, чем в прошлом году на этом направлении. Но по сравнению с украинским маршрутом — почти в три раза дешевле.

По большому счету для «Газпрома» в денежном выражении ничего не изменилось. Зато Польша получила искомые «рыночные» правила игры. Правда, это не означает, что на границе с Белоруссией у нее появится другой крупный клиент, который может забронировать мощности газопровода Ямал–Европа. А так как аукционная система в принципе не может заставить кого-то пользоваться вашими мощностями в долгосрочной перспективе, то новые правила игры могут привести к неприятным для Польши последствиям.

После того как будет запущен газопровод «Северный поток – 2», «Газпрому» будет проще оперировать газовыми потоками на немецком направлении, на котором работает и Польша. При этом в ближайшие пять лет у российской компании будет действовать контракт с Украиной, в рамках которого он гарантировал прокачку фиксированных объемов газа (по 40 млрд куб. м с 2021 года). Соответственно, в какие-то периоды времени польский участок может и вовсе не понадобиться для транзита. И тогда на аукцион вовсе никто не придет. Зато это будет по-рыночному, а не в рамках «кабального» контракта.