Газопровод Baltic Pipe потеряет смысл и перспективы из-за изменений трендов мировой энергетики, рассказал ФБА «Экономика сегодня» заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Польский аналитический журнал Nowa Konfederacja предположил, что газопровод Baltic Pipe между Данией и Польшей к моменту окончания строительства может стать неактуальным и бесполезным для Варшавы из-за изменений трендов мировой энергетики. Речь идет о внедрении концепции «Европейского зеленого курса», которая отражена в энергетической стратегии Польши. В качестве примера журналисты издания приводят показатели, которых планирует добиться Варшава к 2040 году. Согласно им, возобновляемые источники энергии должны составлять 34%, газ – 16%, уголь не более 32%, атомная энергия – 18%.

“Газопровод Baltic Pipe будет проложен от Норвегии через Данию в Польшу. Его планируемая мощность составит 10 млрд кубометров в год. Внутреннему потребителю этот проект представляется в виде инфраструктурного решения, позволяющего повысить энергобезопасность Польши и снизить ее зависимость от Российской Федерации. Варшава намерена сделать это за счет возможности прямых поставок газа из Норвегии.

Однако даже сейчас Польша имеет возможность получать норвежский газ с территории Германии. То есть экономически Baltic Pipe имеет крайне мало смысла, так как польская сторона может получать газ с трех направлений: из России, со стороны Германии и через СПГ-терминал Свиноуйсьце”, — комментирует эксперт.

Александр Фролов считает, что газопровод Baltic Pipe однозначно является избыточным уже в настоящее время как с точки зрения перспектив, так и с точки зрения альтернатив российским поставкам.

Российская Федерация, притом что Польша потребляет ежегодно около 16 млрд кубометров газа, поставляет около 8-10 млрд кубометров.

Политические мотивы: зачем Польше Baltic Pipe

Предлагаемый газопровод между Польшей и Данией, считает Александр Фролов, строится исключительно по политизированным причинам и не имеет экономического смысла.

“Ввиду того что эта труба будет пересекать “Северный поток-1” и “Северный поток-2”, возникает закономерный вопрос: а выдаст ли российский “Газпром” разрешение Baltic Pipe. Но я думаю, что польский газопровод получит его, так как Россия не намерена чинить препятствия”, — добавил собеседник агентства.

Бесперспективный Baltic Pipe

Эксперт, рассуждая о перспективах газопровода Baltic Pipe, отметил, что в энергоструктуре потребления энергии Польшей значительную долю занимает уголь, а не газ.

“В Европейском союзе действуют нормы, предписывающие снижение потребления угля практически до полного обнуления. Например, Германия как один из крупных потребителей этого сырья уже собирается свести его к нулю к 2038 году.

Польша пока не может похвастаться четко прописанными планами, но планирует под давлением Брюсселя начать сокращение использования угля. В таком случае уровень потребления газа повысится, особенно в электроэнергетике. Именно в этом можно найти некое оправдание строительства дополнительных мощностей в виде Baltic Pipe”, — считает эксперт.

Кроме того, Александр Фролов подчеркнул, что имеющейся мощности Польше более чем достаточно — это свидетельствует о том, что энергобезопасность данной страны стабильна.

Экобарьер: почему Baltic Pipe станет ненужным

Западные соседи, пишет польское издание, предполагают, что в ближайшие годы обычным явлением будет использование водорода, хранилищ энергии и малых ядерных реакторов. Возможно, тогда Baltic Pipe превратится в не такой уж и важный проект.

“Авторы издания Nowa Konfederacja явно следуют модным экологическим трендам и пытаются оценивать день сегодняшний из перспектив 2040-2050 годов. К этому периоду по одному из принятых в Европейском союзе сценариев Европа выйдет на нулевой показатель выброса углекислого газа и полностью откажется от ископаемого топлива как в электрогенерации, так и на транспорте.

Данный сценарий, презентованный в декабре 2019 года, можно уже выбросить, так как он неактуален. Но авторы публикации исходят из того, что доля ископаемого топлива будет уменьшаться и станет ниже сегодняшних показателей”, — рассказывает эксперт.

При развитии ситуации в указанном направлении польская сторона попытается заменить газ возобновляемыми источниками энергии, то есть солнцем и ветром.

“Такая идея имеет право на существование, но она более чем не реалистична. Как показывает опыт Германии, развитие возобновляемой генерации сопряжено с рисками блэкаутов. Подобное уже происходило в этой стране в 2017 году.

В связи с этим обычно возникает необходимость расширения резервных мощностей, основанных на возобновляемых источниках энергии. Развитие таких мощностей снижает экономическую привлекательность и эффективность всей подобной энергосистемы в целом. Немецкие промышленники уже об этом задумываются, но неизвестно, когда это осознают политики. Вероятно, тогда «Европейский зеленый курс» сменит направление”, — объясняет собеседник агентства.

Проект Baltic Pipe, считает Фролов, независимо от будущего европейской энергосистемы в целом и польской в частности выглядит крайне сомнительным.

“Долгое время в Польше шли споры об оправданности и эффективности данной трубы. Продавить реализацию проекта сторонникам удалось исключительно по политическим соображениям и ради получения финансовых средств от Европейского союза. Однако уже сегодня эта труба не нужна Польше”, — констатировал эксперт.