Заявления о демпинге со стороны Саудовской Аравии пока не восприняты серьезно

Угрозы Саудовской Аравии начать новую ценовую войну на рынке нефти можно оценить лишь как попытку давления на африканские страны, не соблюдающие договоренности по сокращению добычи в рамках ОПЕК+. Об этом «Известиям» рассказали в комитете Госдумы по энергетике. России не стоит активно включаться в конфликт, полагают в ГД. Вероятность развязывания саудитами новой ценовой войны опрошенные «Известиями» эксперты назвали невысокой. Демпинг может обернуться для Саудовской Аравии тяжелыми экономическими последствиями.

Новые угрозы

Саудовская Аравия на этой неделе пригрозила новой ценовой войной на рынке нефти, если Ангола и Нигерия не будут соблюдать свои обязательства по сокращению добычи нефти в рамках ОПЕК+, сообщили сразу несколько зарубежных СМИ.

Угроза прозвучала из уст министра энергетики Саудовской Аравии принца Абдулазиза бен Салмана Аль Сауда еще в ходе видеоконференции стран ОПЕК+ 18 июня. Он дал понять, что королевство будет продавать свою нефть со скидкой для подрыва рыночных позиций этих стран.

Как писали «Известия», новые договоренности ОПЕК+ стартовали в мае с двухмесячного сокращения добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки, а 6 июня соглашение было продлено на июль. Далее этот объем уменьшится до 7,7 млн баррелей в сутки на период до конца года и до 5,8 млн до конца апреля 2022-го.

Среди стран, недовыполнивших свои обязательства в мае и июне, но обязавшихся компенсировать это в течение квартала, назывались Ирак, Казахстан, Нигерия, Ангола и Габон.

Согласно данным ОПЕК, в мае в Анголе добывалось 1,28 млн баррелей в сутки, что на 100 тыс. баррелей больше, чем было обещано. В Нигерии — 1,6 млн при договоренности ограничиться 1,41 млн баррелей в сутки.

Первый заместитель комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских сказал «Известиям», что увеличение добычи африканскими странами бесконтрольно и сказывается на мировой цене на нефть. Поэтому со стороны Саудовской Аравии, чей бюджет зависим от стоимости углеводородов, есть причины надавить на непослушных.

Впрочем, России в этот конфликтный процесс включаться не стоит, заметил парламентарий.

В Минэнерго РФ и ОПЕК на запросы «Известий» о готовности принять участие в разрешении противоречий не ответили. Не удалось получить комментарий и саудовской стороны, а также Анголы и Нигерии — запросы «Известий» в посольства этих стран остались без ответа.

Без шанса на успех

У Саудовской Аравии нет реальных инструментов, чтобы влиять на страны — участницы ОПЕК+ по соблюдению ими условий соглашений о добыче нефти — решения картеля носят рекомендательный характер. Отсюда и такие угрозы со стороны королевства, пояснил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

— Все участники ОПЕК+ и нефтяного рынка понимают, что новая ценовая война Саудовской Аравии приведет к очередному падению цен на нефть. Поэтому реальность такого шага тоже под вопросом, — отметил эксперт.

К тому же, по словам Артема Деева, если и снизить стоимость, то на фоне падающего спроса и переполненных хранилищ даже очень дешевая нефть может не найти покупателя, ведь Европа и Китай, а также Индия уже воспользовались падением цен и заполнили хранилища в своих странах.

— Так что пока заявления принца остаются словесной угрозой, не более. И котировки никак на это не отреагировали, — заключил он.

Независимый эксперт Вячеслав Мищенко также согласен, что Саудовская Аравия пытается скорее «выстроить хромающую дисциплину» в рамках закрепленных в ОПЕК+ договоренностей. Он считает, что методы ценовой войны пока саудиты всерьез не рассматривают.

— Во-первых, есть договоренности в рамках ОПЕК+, и саудиты не будут их нарушать, потому предыдущий срыв сделки, который произошел 6 марта, показал, что эта политика абсолютно провальная, — отметил эксперт.

На старые грабли

Ранее Саудовская Аравия уже пыталась применить механизм давления. После того как 6 марта в Вене сорвались переговоры по сделке ОПЕК+, государственная компания Saudi Aramco предложила покупателям нефти самые высокие скидки за последние 20 лет ($8 за баррель на нефть марки Arab Light для НПЗ стран на северо-западе Европы) и пообещала значительно увеличить добычу. Уже в апреле ежедневная выработка саудовской нефти превысила 12 млн баррелей в сутки.

По словам директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, если саудиты и их африканские партнеры не найдут компромисс, сценарий ценовой войны нельзя списывать со счетов. Эти страны остаются трудноуправляемыми для ОПЕК+ и пытаются «играть в свою игру», отметил эксперт.

Ценовая война может обернуться большими потерями для Саудовской Аравии, считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По словам эксперта, королевство, предпочитая в своих расходах жить на широкую ногу, очень зависимо от высоких цен на нефть. Уже сейчас Саудовская Аравия вынуждена вносить корректировки в свой бюджет, отменяя различные льготы и субсидии для граждан. Поэтому огромные статьи расходов не оставляют КСА пространства для маневра, добавил он.

— Cаудиты за последние месяцы уже показали неприспособленность к условиям ценовой войны и низким ценам на углеводороды. В этом контексте куда более логичной представляется трактовка позиции Саудовской Аравии как предупреждения в адрес партнеров, а не угрозы, — заметил эксперт.

Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Брокер» Василий Карпунин также считает вероятность новой ценовой войны со стороны Саудовской Аравии невысокой.

— Все мы видели в марте, к чему приводят разногласия между ключевыми производителями. Все страны понимают степень важности сохранения «мирного» коллективного сотрудничества, — подчеркнул эксперт.

По его мнению, лишь мелкие участники, которые никак не влияют на мировой баланс спроса и предложения, могут нарушать дисциплину.

Своей риторикой Саудовская Аравия пытается исправить ситуацию, но к решительным шагам вряд ли прибегнет. Такие действия не должны приводить к распаду всей сделки, так как это не выгодно никому, заключил Василий Карпунин.