Украина продолжит закупать российский газ под видом европейского и делать противоречивые политические заявления, отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Агрессивная риторика стандартна для «Нафтогаза»

Глава компании «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил, что возобновление закупок  газа у России не планируется, пока Киев не получит от Москвы «конкурентного предложения» по цене за энергетическое сырье.

Коболев продолжил украинскую политику выдачи желаемого за действительное, поскольку Киев продолжает перекупать российский газ у европейских компаний, которые поставляют его по так называемому реверсу.

Украина до «коронакризиса», когда рыночные цены на газ упали до минимума, переплачивала за «реверсный» газ, который Киев с доплатой перекупал в Словакии, Венгрии и Польше. Цепочка реверсных контрагентов неясна, но есть информация, что это европейские компании-прокладки, которые принадлежат бизнесменам из Украины.

Поэтому «реверс» является для украинской власти способом заработка за счет государственного бюджета. Украина не может отказаться от импорта газа – даже в условиях экономической разрухи она вынуждена закупать до 20 млрд кубов в год.

Это большие объемы и серьезные деньги, а главное, они постоянны, поэтому на Украине за контроль над транзитом и закупками газа идет нешуточная борьба, а с Коболевым не смогли справиться ни Петр Порошенко, ни Владимир Зеленский.

Украинцы продолжают заниматься виртуальным реверсом

«Началось все с того, что украинцы по политическим причинам отказались закупать российский газ и начали покупать его на европейских биржах, а заодно платить за его транспортировку из европейских стран. На самом деле газ выбирался из российской трубы, но оформлялось это так, что он покупается на европейской территории», — заключает Правосудов.

По этой причине украинцы оплачивали не только сырье, но и его транспортировку, которой в реальности не было. У Украины нет физической возможности закупать другое сырье взамен российского – аналогичные проблемы существуют у Белоруссии.

В Западной Европе полно газовых хабов и интерконнекторов, поэтому там можно диверсифицировать поставщиков, а украинцы могут только перекупить российский газ у европейских компаний, чем они занимаются в течение шести лет.

«Сказать о том, что тут может быть замешан другой газ, а не российский – нереально, потому что никто не будет гонять сырье туда-сюда. Украинцам помогает то, что цены на европейских биржах сильно упали, поэтому они могут покупать дешевый газ. Сегодня они больше не стесняются того, что занимаются виртуальным реверсом», — резюмирует Правосудов.

С Россией украинцы отказываются иметь дело по газу, утверждая, что мы являемся «враждебной к ним страной».

«На Украине заявляют, что смысл их существования в войне и вражде с Россией, а если отбросить риторику, то Киев требует от Москвы, чтобы «Газпром» продавал «Нафтогазу» газ по биржевым ценам, но без стоимости формальной доставки из ЕС. Российской компании нет никакого смысла идти на такие уступки», — констатирует Правосудов.

«Газпрому» все равно, как Украина покупает российский газ – в виде «реверса» или напрямую. От стоимости доставки, которую платит Украина, «Газпрому» ни холодно ни жарко, поэтому Москва не пойдет на предоставление скидок украинской стороне.

В декабре прошлого года «Газпром» подписал с Украиной соглашение сроком на пять лет, по которому обязался в 2020 году транспортировать через Украину 65 млрд кубов газа, которые принесут 2-3 млрд евро в украинский государственный бюджет.

Прямые поставки российского газа не являются предметом соглашения, но там указывается, что стороны могут договориться о поставках газа на Украину на условиях ценообразования европейского газового хаба (NCG).

«Пока из-за «коронакризиса» график не исполняется. «Газпром» транспортирует через Украину меньшие объемы газа, чем это было прописано в контракте с «Нафтогазом», но оплачивает указанные цифры транзита», — заключает Правосудов.

Российский газовый экспорт чувствует себя хорошо

Отношения с Украиной, как считает эксперт, никак не влияют на российский газовый экспорт. Существует транзитный контракт, на основе которого строятся все российско-украинские отношения в энергетической сфере.

«Газ в Европу идет, пусть спрос там сократился из-за известных событий. Заявления делаются, но к ним все привыкли. Украинцы и поляки чуть ли не каждый день публикуют отчеты, как они борются с Россией, но никто на это внимания не обращает. Данные заявления обращены прежде всего на внутреннюю публику, которую необходимо держать в тонусе», — резюмирует Правосудов.

Вчера премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что главной претензией Варшавы к Москве является «Северный поток-2», хотя поляки ни политически, ни экономически не связаны с этим проектом.

Моравецкий заявил, что «Северный поток-2» является способом оплаты европейскими деньгами за российское оружие, а исключение Украины из поставщиков газа в Евросоюз приведет к печальным последствиям для данной страны.

В реальности полякам не нравится, что «Северный поток-2» позволит переориентировать российский газовый экспорт на Германию, из-за чего Польша и Украина лишатся ренты. Именно это является основой польской риторики по данному проекту.