«Газпрому» придется долго спорить с поляками по их антимонопольному решению по «Северному потоку – 2», считает заведующий кафедрой международного права МГУ Алексей Исполинов.

Суд с Польшей будет идти долго

Информационное агентство Bloomberg утверждает, что процесс обжалования «Газпромом» штрафа в 7,6 млрд долларов, назначенного польским антимонопольным ведомством UOKiK, займет не менее пяти лет.

Эксперты Bloomberg считают, что проблема не будет рассматриваться в Европейском суде, а польские суды зависят от политики. Существует прецедент дела о сговоре межбанковской комиссии 2006 года, который до сих пор рассматривается в Варшаве.

Польский регулятор на прошлой неделе оштрафовал «Газпром» по делу «Северного потока – 2», а цифра в 7,6 млрд долларов возникла в расчете 10% от годовой выручки компании. Даже в Еврокомиссии посчитали это решение «слишком большим».

Согласно польскому законодательству, решение регулятора вступит в силу после рассмотрения его в апелляционной инстанции – «Газпром» уже заявил, что будет участвовать в тяжбах внутри юрисдикции Польши.

Возникает вопрос, как это политически мотивированное решение соотносится с международным правом и как отреагирует Евросоюз в случае, если поляки его окончательно утвердят, ведь неправовой характер этого шага очевиден.

«Оспорить решение UOKiK можно только в польском суде, который имеет право запросить мнение Европейского суда, но он не обязан этого делать. Сколько все это будет рассматриваться в Польше – сложно сказать, для этого нужно обратить внимание на практику польских судов. Что касается суммы штрафа, то поляки ориентируются на опыт ЕС», — заключает Исполинов.

В европейском антимонопольном законодательстве предусмотрен штраф до 10% от «мирового оборота» компании. В Брюсселе ничего не сказали про неправомерность штрафа, упомянули только его большую сумму. Это значит, что ЕС протестовать не будет.

«Про обоснованность решения сложно рассуждать, не зная его, но обжаловать все это можно только в Польше. Никаких других способов обжалования не существует», — констатирует Исполинов.

Польские власти изучили лакуны европейского законодательства и изготовили решение, с которым придется работать «Газпрому». Цель заключается не в получении денег, а в создании проблем для «Газпрома» и «Северного потока – 2».

Еще Варшава призвала Royal Dutch Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall в течение 30 дней расторгнуть соглашение с «Газпромом» о финансировании «Северного потока – 2», но эти компании с решением польских властей не согласились.

Очевидно, что поляки пытаются втянуть Россию в долговременный спор в рамках своей юрисдикции, заставить торговаться о судьбе «Северного потока – 2» и надавить на партнеров «Газпрома», однако у них вряд ли это получится.

«Ничего не поделаешь – нас ожидает долговременный процесс. Несколько лет назад Еврокомиссия проводила расследование в отношении «Газпрома» по нарушению им антимонопольного законодательства ЕС, но дело закончилось мировым соглашением, без назначения штрафа. Ситуация политизирована, но обжаловать ее можно только в суде», — резюмирует Исполинов.

Антимонопольный спор всегда и везде является длительным процессом – особенно на территории Евросоюза.

У «Северного потока – 2» нет альтернативы

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что давление на «Северный поток – 2» не приведет к закрытию почти реализованного проекта.

«Чем завершится судебный спор, я не могу предсказывать, но «Северный поток – 2» обязательно будет достроен – тому есть несколько веских причин. Во-первых, никогда в мире не было такой практики, чтобы газопровод, построенный более чем на 90%, был отменен. Такого не бывает, поэтому проект обязательно достроят», — заключает Правосудов.

«Газпрому» необходимо достроить 163 км двух ниток «Северного потока – 2», но работы заморожены с декабря 2019 года.

«Процесс можно затянуть, но полностью отказаться от проекта – нельзя. Во-вторых, «Северный поток – 2» финансировался не только «Газпромом», но и пятью европейскими энергетическими компаниями», – констатирует Правосудов.

Американские и польские разговоры, что инвесторы должны забыть про эти деньги, европейцам сложно принять. Они вложили в проект более 5 млн евро, поэтому на требования Варшавы контрагенты «Газпрома» не пойдут.

«В-третьих, в Европе построено продолжение «Северного потока – 2» – газопровод Eugal, куда вложено более 2 млрд долларов. Про эти деньги поляки и американцы также предлагают европейцам забыть. В-четвертых, альтернативой «Северного потока – 2» является украинская ГТС, самые новые участки которой преодолели тридцатилетний рубеж», — резюмирует Правосудов.

Заложенный срок эксплуатации труб украинской ГТС – 33 года. Ресурс можно продлить, но не на десятки лет. По компрессорным станциям ситуация еще хуже – они на Украине морально устарели и требуют замены, но для этого ничего не делается.

«Для сохранения украинской ГТС в нее необходимо вложить огромные деньги, но, в отличие от «Северных потоков – 1 и 2», европейцы делать этого не хотят, поэтому у российского газопровода нет альтернативы», – заключает Правосудов.