С приходом нового президента политика Штатов в отношении газопровода не изменится, считают эксперты

Защищать европейские компании от незаконных экстратерриториальных санкций должны правительства и Европейская комиссия. Об этом «Известиям» заявили в компании Nord Stream 2 AG, отвечая на вопрос о мерах США против российско-германского проекта «Северный поток – 2» (СП-2). 11 ноября стало известно, что Вашингтон расширит ограничения против газопровода, реализация которого уже и так была приостановлена из-за санкций. По оценке экспертов, рассчитывать на то, что с приходом в Белый дом Джо Байдена Штаты перестанут давить на СП-2, не стоит: в стране существует двухпартийный консенсус в отношении того, что трубопровод действовать не должен.

Больше санкций

11 ноября стало известно, что конгресс США согласовал новые санкции в отношении «Северного потока – 2». Как сообщил Bloomberg со ссылкой на источники, на этот раз ограничения коснутся страховых и сертификационных компаний, сотрудничающих с российскими судами, которые должны завершить проект. Это положение включат в поправку к оборонному бюджету на финансовый 2021 год (начался 1 октября) и примут до конца нынешнего года.

В компании Nord Stream 2 AG, курирующей СП-2, «Известиям» сообщили, что она намерена проанализировать американский проект.

— Действующий закон о санкциях и законопроект PEESCA в случае его введения прямо или косвенно затронут свыше 120 компаний из более чем 12 европейских стран. Nord Stream 2 AG, как и компании, поддерживающие проект, уверена, что скорейший ввод газопровода в эксплуатацию соответствуют интересам европейских потребителей, интересам энергетической безопасности и экономической конкурентоспособности Европы, а также способствует выполнению ЕС обязательств по сохранению климата, — подчеркнули в компании.

Новые ограничения, как и другие подобные меры, предполагают запрет американским физическим и юридическим лицам работать с компаниями, попавшими в санкционный список.

— Речь идет о так называемых блокирующих санкциях. США часто используют их экстратерриториально, поэтому неамериканский бизнес, особенно банки, их тоже соблюдают, — пояснил «Известиям» программный директор Российского совета по международным делам и клуба «Валдай» Иван Тимофеев. — Для попавших в список компаний это серьезный ущерб — они не смогут использовать доллары, да и европейские банки перестанут вести с ними дела.

Но запуск СП-2 это не остановит — слишком много ресурсов в него уже было вложено; другое дело, что он будет более дорогостоящим, отметил эксперт.

К концу 2019 года «Северный поток – 2» был завершен более чем на 90%. Из-за угрозы американских санкций европейский трубоукладчик Allseas отказался от участия, и строительство приостановили. По сей день главный вопрос в том, кто завершит проект.

Главным кандидатом на эту роль СМИ называют российский трубоукладчик «Академик Черский». В течение нескольких месяцев судно находилось в немецком порту Мукран, где расположен терминал строительства СП-2. Как сообщил в октябре «Интерфакс» со ссылкой на источники, тогда «Академик Черский» и отряд специальных судов («Умка», «Балтийский исследователь» и «Финвал») начали тренировки неподалеку от побережья Калининградской области, чтобы потом начать работу на СП-2.

Стоит отметить, что ранее это судно принадлежало «Газпрому», однако в июне его владельцем стал Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ, 51% акций у «Газпром Теплоэнерго», 49% — «Газпром Межрегионгаз Самара»). В сентябре от работы с судами СП-2 уже отказалась Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев, которая страхует 90% кораблей в мире.

Связаться со СТИФ и выяснить, какие страховые и сертификационные компании работают с «Академиком Черским» и будут ли они продолжать сотрудничество, «Известиям» не удалось. По мнению экспертов, проблем со страхованием у судна возникнуть не должно.

— О том, что такие санкции, скорее всего, будут введены, было известно заранее — вопрос обсуждается уже несколько месяцев, — сказал «Известиям» глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — По всей видимости, создатели проекта были готовы к этому. Скорее всего, это будут страховщики либо из России, либо из дружественных стран.

Справка «Известий»

О мерах против СП-2 в Вашингтоне заговорили в 2019 году. Они нашли отражение в Акте о защите энергетической безопасности Европы 2019 года (PEESA). Ограничения касались компаний, которые предоставляют свои трубоукладочные судна для строительства газопровода. В итоге под угрозой санкций от проекта накануне его запуска, который планировался к началу 2020-го, отказался швейцарский трубоукладчик Allseas.

После того как Россия нашла альтернативные суда, конгресс США решил внести поправки в PEESA, расширив санкции. Летом 2020 года конгрессмены внесли два проекта под одним названием «Закон о разъяснении в отношении энергетической безопасности Европы 2020 года» (PEESCA). Именно эти предложения легли в основу грядущих санкций Вашингтона.

Старый подход при новом президенте

Экстратерриториальные меры против СП-2 стали одной из проблем в отношениях США с Евросоюзом — особенно с Германией. Берлин неоднократно отвергал американские меры, говоря, что под их удар попадает немецкий бизнес.

Собеседник «Известий» в европейских дипломатических кругах отметил, что правительство ФРГ проект полностью поддерживает, однако решение об участии в нем остается за частными компаниями, на которое государство повлиять не может. Как заявили в Nord Stream 2 AG, «защищать европейские компании от незаконных экстратерриториальных санкций должны правительства и Европейская комиссия». Правда реальных инструментов для этого у Евросоюза нет.

Приход в Белый дом демократа Джо Байдена вместо республиканца Дональда Трампа, который занимает офис как минимум до января, скорее всего, улучшит отношения Штатов с Евросоюзом. Однако, по оценке экспертов, СП-2 это не коснется — за санкции против него в Вашингтоне выступают как республиканцы, так и демократы.

— Желание противодействовать сотрудничеству России и Европы в газовой сфере не сильно зависит от конкретных фигур, — сказал «Известиям» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Возможно, администрация Байдена будет действовать не так нахраписто (по крайней мере у части европейского истеблишмента есть такие надежды). Но, во-первых, это вряд ли затронет их попытки помешать СП-2. А во-вторых, сейчас вообще сложно предсказать, как будет происходить транзит власти в США и будет ли вообще.

Единственный вариант, который может сгладить ситуацию, — исключение из санкционного списка конкретных стран. По данным Bloomberg, нынешняя поправка не коснется Германии или немецких официальных лиц. По словам Ивана Тимофеева, практика таких исключений существует, однако, пока нет итогового законопроекта, рассуждать об этом механизме довольно сложно.

Справка «Известий»

«Северный поток – 2» включает две нитки газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м ежегодно. Он пройдет от побережья РФ до Германии по дну Балтийского моря в обход транзитных стран (Белоруссии, Польши и Украины) через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти государств: Дании, России, Финляндии, ФРГ и Швеции.

За строительство проекта отвечает созданная в 2015 году компания Nord Stream 2 AG. Ее финансовыми инвесторами стали французская Engie, австрийская OMV, британско-нидерландская Shell, а также немецкие Wintershall и Uniper. Эти пять компаний обязались вложить в проект 50% от его стоимости, которая составляет около €9,5 млрд (по €950 млн с каждого инвестора).