Российские участники отрасли нацеливаются на новые рынки с новой продукцией. Но реализация планов по-прежнему сильно зависит от иностранных технологий и геополитики

Газовые рынки мира в уходящем году пережили настоящий «газмагеддон»: шоковое снижение как цен, так и физических объемов поставок, колоссальное падение выручки и уход в область убытков по финансовым показателям.

Российскую газовую отрасль чаша сия не минула, и особенно она затронула «Газпром».
По прогнозу Минэнерго, добыча газа в России по итогам этого года упадет до 690,8 млрд кубометров. И это при том, что предыдущий прогноз ведомства предполагал ее рост до 743,1 млрд кубометров против 738,4 млрд в 2019 году. Снижение почти на 7%. Впрочем, это на уровне предыдущих кризисов 2008 и 2014 годов.

А вот падение трубопроводных экспортных поставок, где безраздельно царствует «Газпром», ожидается более существенным — порядка 16% относительно прошлого года.
И это не замедлило сказаться на финансовых показателях «Газпрома». Пока есть данные только за девять месяцев текущего года, но уже понятно, что кардинально ситуация не изменится.

Как отмечается в документах компании, убыток превысил 202 млрд рублей, тогда как за тот же период прошлого года прибыль компании превышала 1,1 трлн рублей. Выручка от продаж снизилась на четверть — до 4,3 трлн рублей, то есть на 1,39 трлн рублей.

«Дело не в просчетах менеджмента конкретно «Газпрома», — полагает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Крупнейшие мировые компании демонстрируют схожую динамику финансовых показателей. При этом слишком уж ретивая борьба за объемы могла привести к еще более глубокому падению цен на газ. Здесь «Газпрому», на мой взгляд, удалось найти сбалансированный подход. Хотя в деталях какие-то вещи, разумеется, можно было делать более эффективно».

Причины очевидного провала — снижение цен на внешних рынках и сокращение объемов поставок, связанное в том числе с тем, что теплая зима 2019/20 позволила европейским потребителям накопить избыточные объемы газа в хранилищах еще до того, как на рынок начала оказывать влияние пандемия коронавируса.

По словам президента Российского газового общества Павла Завального, по итогам года средняя экспортная цена газа для дальнего зарубежья составит 130 долларов за тысячу кубометров, в то время как в прошлом году она была на уровне 205 долларов. При этом в 2021 году экспортная цена для этих потребителей прогнозируется на уровне 153,7 доллара за тысячу кубометров.

«Никогда еще перспективы энергетического рынка не были столь неопределенными, как сейчас», — резюмировал Павел Завальный.
В свою очередь глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова не исключает, что дисбаланс на европейском рынке в следующем году сохранится: «Я хотела бы предостеречь всех, кто слишком оптимистично настроен по поводу восстановления рынка. Большинство вызовов и угроз по-прежнему существуют. Одна из них — общий переизбыток, который, вероятно, мы увидим и в 2021 году».

Вот он есть, а вот его нет

«Газопровод «Газпрома», «Северный поток — 2» не будет построен». «Газопровод «Газпрома», «Северный поток-2» будет построен».
Эти утверждения звучали в конце 2019 года, они же звучат и сейчас, вызывая эффект дежавю.
Строительство газопровода «Северный поток — 2» было остановлено в конце декабря прошлого года: из-за опасений подпасть под санкции США швейцарская компания Allseas отозвала свои суда, которые занимались укладкой труб в Балтийском море.
Проект предполагает строительство двух ниток трубопровода по дну Балтийского моря из России в Германию пропускной способностью 55 млрд кубометров природного газа в год. Это аналогично мощности первого «Северного потока», запущенного в коммерческую эксплуатацию осенью 2012 года.
К моменту остановки укладки труб из-за угрозы санкций оставалось положить порядка 160 км подводной трассы. Однако единственное российское судно-трубоукладчик, способное укладывать трубы на больших глубинах, поскольку оборудовано системой динамического позиционирования, «Академик Черский», на тот момент находилось на Дальнем Востоке. В начале года оно начало длинное путешествие с востока на запад, постоянно появляясь в новостях с сообщениями о его модернизации, фактическом местонахождении и смене владельцев. Поскольку США пригрозили санкциями владельцам судов, которые будут использованы при достройке трубопровода, «Газпром», который изначально был собственником «Академика Черского», поспешил от него избавиться. Сменила владельца и баржа «Фортуна», еще одно судно, которое уже задействовано в достройке «Северного потока- 2». «Фортуна» приступила в работе в начале декабря: она укладывает трубы в территориальных водах Германии, на мелководье. Это стало возможным после того, как регулирующие органы Германии дали оператору проекта Nord Stream-2 AG разрешение на прокладку труб в своих территориальных водах. В глубокой же части — в районе датского острова Борнхольм — должен начать работать «Академик Черский».
Впрочем, США не готовы отступать от своего намерения всячески препятствовать завершению строительства этого газопровода. Через пару дней после возобновления работ заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Кристофер Робинсон заявил, что Соединенные Штаты продолжат вводить санкции в отношении проекта и будут всячески препятствовать его реализации.
Ужесточение санкций предполагает одобренный сенатом США проект оборонного бюджета страны на следующий год. Правда, Дональд Трамп пригрозил наложить вето на этот проект, хотя и не потому, что тот предполагает усиление санкций в отношении трубопровода. Американский президент выступал против нормы, что социальные сети могут по своему усмотрению удалять сообщения, которые считают недопустимыми.
Российский президент Владимир Путин в ходе своей пресс-конференции 17 декабря выразил уверенность, что «Северный поток — 2» будет достроен уже в этом году, поскольку этот проект выгоден как для всей Европы, так и для Германии.
Выгода, по мнению российских властей, прежде всего в том, что трубопроводный газ дешевле, нежели СПГ, который на европейский рынок поставляют и хотят поставлять в больших объемах США. И их санкции против проекта — всего лишь проявление нечестной конкурентной борьбы.
И хотя примерно такие же слова о скорой достройке «Северного потока — 2», его значении для Европы и мотивациях «наших партнеров» звучали и в декабре 2019-го, а по прошествии года позиции сторон стали более радикальными, уверенность в том, что проект будет реализован, сохраняется.
«В мире не было подобных прецедентов, чтобы проект со столь высокой степенью готовности был брошен из-за внешнего давления, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Если бы он был связан исключительно с «Газпромом», опасения могли бы иметь место, но в «Северный поток — 2» пять крупнейших европейских корпораций вложили более пяти миллиардов долларов. Им предлагают забыть об этих инвестициях, но в условиях глобального кризиса, когда все и так несут убытки, европейцы не могут себе этого позволить».
Нет «Северного потока — 2» — значит есть увеличение транзита через Украину, ее газотранспортную систему (ГТС), которая, как говорят специалисты, находится на грани своей работоспособности и для ее поддержания необходимы существенные инвестиции. «Однако ни одна европейская или американская компания не инвестировала в модернизацию украинской системы ни одного доллара», — напоминает Сергей Правосудов. Ненадежность украинской ГТС ставит под угрозу поставки газа и, соответственно, хозяйственную деятельность европейских компаний — потребителей газа, что становится еще одним аргументом в пользу «Северного потока — 2» как более надежного канала поставок. «Очевидно, что европейские политики сделают все для защиты интересов своих корпораций, которые являются крупными спонсорами европейских политических партий», — подчеркивает Сергей Правосудов.

Усиление «Силы Сибири»

Если на западном газовом фронте год назад было остановлено строительство «Северного потока — 2», то на восточном направлении, наоборот, был запущен трубопровод «Сила Сибири», по которому начались поставки природного газа в Китай.
При этом, судя по данным Генеральной администрации по таможне КНР и ФТС России, которые приводит «Интерфакс», стоимость газа для китайских потребителей в первые три квартала текущего года была выше среднегодовых цен на экспортный трубопроводный газ: 202 доллара за одну тысячу кубометров в первом квартале, 182 доллара — во втором и 144 доллара — в третьем. Сам «Газпром» стоимость газа для Китая не сообщает.
Зато раскрывает данные по объемам поставок. И здесь все не так хорошо. Несмотря на то что в процентах в последние месяцы поставки растут, в ноябре — плюс 13,6% от плана, «Газпром» вряд ли успеет до конца года поставить в Китай оговоренный контрактом минимальный объем 4,25 млрд кубометров газа. Впрочем, так как контракт предполагает принцип «бери и плати», потери для российского поставщика будут минимальными. Согласно договоренностям, в этом году максимальный объем прокачки предусмотрен на уровне пять миллиардов кубометров, в 2021-м — десять миллиардов, в 2022-м — 15 миллиардов. А после выхода газопровода на полную мощность — 38 млрд кубометров в год.
Впрочем, на этом «Газпром» останавливаться не намерен.
После нескольких лет раздумий началось проектирование газопровода «Сила Сибири — 2», маршрут которого в Китай пролегает через Монголию. Ранее предполагалось проложить трубу напрямую в западный Китай через труднопроходимые Алтайские горы. Но этот проект был и сложнее, и дороже.
Нынешний проект предполагает соединение западной и восточной трубопроводной инфраструктуры России и дает возможность, например, поставлять на выбор — на восток или на запад — газ с ямальских месторождений.
Мощность газопровода — до 50 млрд кубометров в год.
Алексей Гривач оценивает перспективы «Силы Сибири — 2» как хорошие, так как «у Китая есть большой аппетит к наращиванию потребления газа, а у России — потребность диверсифицировать рынки сбыта и снизить риски, связанные с «зеленой» повесткой в Европе».
Анна Бутко, аналитик по нефтегазовому сектору компании «Атон», считает, что восточное направление — одна из ключевых точек роста для «Газпрома», учитывая потенциал роста спроса на газ в Китае, который может вырасти на горизонте до 2035 года практически в два раза, до 610 млрд кубометров.

Газ против газа

В мире набирает силу движение за декарбонизацию, то есть кардинальное снижение выбросов углекислого газа. Одним из наиболее вероятных способов достижения этой цели инициаторам видится массовое использование водорода как топлива и накопителя энергии.
Самым экологичным способом производства водорода считается электролиз воды, при котором используется электроэнергия, получаемая от возобновляемых источников — солнечных и ветровых электростанций. Однако сейчас наиболее распространена паровая конверсия природного газа. А в случае, если образующийся в процессе помимо собственно водорода углекислый газ получается каким-то образом утилизировать, то этот способ производства водорода фактически не наносит ущерба окружающей среде.
Недавно был опубликован долгосрочный прогноз международной консалтинговой компании IHS, в котором показываются объемы потребления природного газа с целевой функцией производства из него водорода в Европе. К 2050 году эти объемы вырастут с нынешних 10,8 млрд до 89,8 млрд кубометров.
Общий объем потребления газа при этом оценивается в 473,7 млрд кубометров в 2040 году и 407,6 млрд кубометров в 2050-м. Таким образом, согласно прогнозу IHS, потребление природного газа не опускается ниже 400 млрд кубометров даже в 2050 году. «Газпром» предлагает своим европейским партнерам получать водород из природного газа на территории ЕС, то есть построить завод непосредственно в месте выхода «Северного потока». При этом получать водород предполагается методом пиролиза, что подразумевает получение на выходе не углекислого газа в больших объемах, а сажи, которой проще найти полезное применение. Кроме того, в планах «Газпрома» — поставлять в Европу смесь природного газа и водорода. Новые газопроводы позволяют подмешивать водород в транспортируемый природный газ. При сжигании в газовых турбинах электростанций такая смесь, с одной стороны, даст больше энергии, с другой — выбросы СО2 будут меньше. И еще одно предложение со стороны «Газпрома»: реверсные прокачки полученного в Европе при производстве водорода из природного газа СО2 все по тем же «потокам» в Россию для его захоронения или утилизации.
«Водородная тема развивается, — считает Алексей Гривач. — В основном пока в разговорном жанре, а не в виде конкретных проектов. Сама индустрия находится в состоянии дилеммы курица — яйцо, так как пока нет ни коммерческого продукта (энергетического водорода), ни инфраструктуры рынка, ни самих потребителей. Кроме того, есть и чисто физические проблемы у водородной энергетики. «Газпром» работает над технологиями производства водорода из природного газа и транспортировки метановодородной смеси по газопроводам. Потенциал есть, но траектория развития пока не определена и зависит от очень многих неизвестных. Например, в Европе предпринимаются попытки дискриминировать водород, произведенный из газа».
Собственно, не только водород. В начале декабря газета The New York Times (NYT )с тревогой сообщила, что Россия может стать крупным поставщиком гелия на мировой рынок, потеснив на нем США и Катар.
И хотя большинство знакомо с этим газом благодаря индустрии развлечений, он используется во многих высокотехнологичных отраслях и продуктах — медицине, ракетостроении, микроэлектронике. А это делает гелий стратегическим товаром, и NYT беспокоится, что Россия может использовать свое доминирующее положение на этом рынке (ожидается, что ее доля составит через пять лет 25-30%) в политических целях, как это происходит, по мнению NYT, с природным газом и нефтью.
Производить гелий «Газпром» планирует на Амурском газоперерабатывающем заводе. Этот завод «стоит на трубе» «Силы Сибири», многокомпонентный газ в которую поступает с богатых гелием месторождений. Кстати говоря, «Газпром» собирается выделять из этого газа не только гелий до 60 млн кубометров в год, но и другие компоненты. И потому, продолжая технологическую цепочку, уже компания «Сибур» строит Амурский газохимический комплекс, где из полученных из природного газа этана, бутана и пропана будут производиться полиэтилен и полипропилен.
Как сообщает «Газпром», проект строительства Амурского ГПЗ реализован на 70,5%. Ввод в эксплуатацию первых двух из шести технологических линий запланирован на 2021 год. На полную же мощность — переработку 42 млрд кубометров газа в год — завод выйдет в 2025-м.
Как сообщила Елена Бурмистрова, «Газпром» уже заключил долгосрочные контракты на поставку товарного гелия в объеме до 60 млн кубометров в год с компаниями Air Products, Air Liquide, Matheson, Linde и Messer Group. «Этот объем соответствует примерно трети глобального спроса на гелий», — оценивает она.
Если добыча природного газа в России снижалась, то в секторе производства СПГ наблюдается, хоть и небольшой — порядка 3,5% — рост объемов.
Отрасль СПГ в России начала уверенный рост в последние годы, со стартом реализации амбициозных проектов «НоваТЭКа» на Ямале. Так, только с 2014 по 2019 год производство СПГ в России увеличилось в 2,7 раза. Для сравнения: в целом по газовой отрасли России за тот же период рост добычи находился на уровне 13%. Здесь, конечно, нельзя не отметить эффект низкой базы СПГ-индустрии, ведь ранее практически вся она в России была представлена одним заводом компании Sakhalin Energy на юге Сахалина. Однако при этом СПГ-индустрия продолжила свое победоносное шествие к производственным рекордам даже в кризисный для газа 2020 год. На низкий старт это уже не спишешь.
Схожие тенденции в кризисно-коронавирусном 2020 году складываются и в части экспортных поставок. Так, экспорт трубопроводного газа в январе-октябре этого года сократился на 11,4% к аналогичному периоду предыдущего года (до 159 млрд кубометров), в то время как поставки СПГ зарубежным потребителям прибавили 1,8% (объем — 24,4 млн тонн). Доля СПГ в российском экспорте газа, таким образом, приблизилась к 18%.
Крайне неблагоприятная ценовая конъюнктура на газовом рынке в 2020 году отразилась и на сбыте СПГ, но куда в меньшей степени, чем на поставках трубопроводного газа. И если экспорт трубопроводного газа из России в стоимостном выражении в январе-октябре 2020 года обвалился к аналогичному показателю предыдущего года на 44%, то СПГ тоже снизил экспортную выручку на куда более умеренные 15%.
При сравнении объемов экспорта (приведенных к кубометрам обычного газа) и экспортной выручки получается, что средняя цена экспорта СПГ — 175 долларов за одну тысячу приведенных кубометров.
Со стороны «Газпрома» можно слышать обвинения, что СПГ создает ненужную конкуренцию его традиционным рынкам сбыта. Однако основными рынками сбыта российского СПГ в 2020 году стали Япония (19,6%), Франция (15,9%), Бельгия (15,7%), Южная Корея, континентальный Китай и Тайвань (примерно по 8% у каждого). То есть те рынки сбыта, которые трудно назвать вотчиной «Газпрома». Повышенный интерес к Азии, особенно во второй половине года, вполне объясним: здесь снова появилась премия к европейской цене порядка 1,5-1,6 евро за 1 млн БТЕ. Общий объем поставок российского СПГ в Европу за первые три квартала этого года можно оценить в 18 млрд кубометров (в пересчете) — «Газпром» рассчитывает по итогам года поставить в Европу 165-170 млрд кубометров, так что о серьезной конкуренции двух наших газовых потоков на европейском рынке пока говорить не приходится. Более неприятными раздражителями являются другие СПГ-поставщики. По итогам первого полугодия завершающегося года Катар поставил на европейский рынок вдвое больше сжиженного газа, чем Россия, а США — в полтора с лишним раза больше.
Министр энергетики России Александр Новак ранее утверждал, что доля СПГ в мировой торговле газом к 2035 году вырастет до 52%, причем Россия рассчитывает занять до 25% этого рынка. По словам министра, уже к 2025 году Россия сможет производить свыше 68 млн тонн СПГ в год. Общую же мощность реализованных, реализуемых и заявленных к реализации СПГ-проектов в ведомстве Новака оценивают в 125 млн тонн в год.
Фактически в настоящее время отрасль (если не брать мини-СПГ для газификации удаленных от сети районов России) представлена тремя основными предприятиями.
Во-первых, это подконтрольный «Газпрому» проект «Сахалин-2», вышедший на производственную мощность 11,4 млн тонн СПГ в год и ориентированный на рынки Азии.
Во-вторых, это флагманский проект «НоваТЭКа» — завод «Ямал СПГ» на одноименном полуострове. «Ямал СПГ» в настоящее время представляет собой три производственные линии совокупной мощностью 17,5 млн тонн в год (изначально проектом предусматривались 16,5 млн тонн). Но «НоваТЭК» работает над расширением производственных возможностей проекта, строя четвертую линию по собственной, отечественной, технологии. Последнее уточнение действительно важно-полноценных технологий собственного крупнотоннажного производства СПГ в России все еще нет, 2020 год не принес здесь радостных новостей. Что касается четвертой линии «Ямал СПГ», то при мощности один миллион тонн в год это пока лишь первый шаг к технологиям настоящего крупнотоннажного производства. Как уверяют в компании, строительство четвертой очереди находится в завершающей стадии и она может быть введена в эксплуатацию еще до конца этого года.
И наконец, третий крупный проект (на самом деле — среднетоннажный) — завод «Криогаз-Высоцк СПГ» (контрольный пакет в 51% — у того же «НоваТЭКа»). Завод мощностью 660 тыс. тонн СПГ в год был запущен еще в апреле 2019 года. Но «НоваТЭК» не был бы собой, если бы не задумался о расширении этого проекта. В настоящее время ведутся работы над второй очередью, которая удвоит его мощность. Правда, ее запуск, изначально планировавшийся на этот год, в итоге перенесен на 2021-й.
Это все наличные мощности.
В ближайшей перспективе их расширения можно ожидать за счет другого проекта «НоваТЭКа» — завода «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове, где уже ведутся строительные работы. Он будет представлять собой три производственные линии, каждая мощностью 6,6 млн тонн в год. На начало декабря готовность проекта в компании оценили в 29%. Предполагается, что первая очередь вступит в эксплуатацию в 2023 году, а на полную мощность предприятие выйдет к 2026 году.
Есть в отрасли другие проекты, например, еще два гиганта все того же «НоваТЭКа» («Арктик СПГ — 1» и «Арктик СПГ — 3», каждый мощностью примерно по 20 млн тонн), но сроки их ввода уходят далеко за 2025 год, а стадия их реализации по итогам 2020 года может рассматриваться в лучшем случае как подготовительная.

Сами не вывезем

Рассматривая итоги года для отечественной СПГ-индустрии, отдельно стоит обратить внимание на программу строительства танкеров-газовозов под нужды СПГ-проектов.
Каждый газовоз — это огромное и технически сложное судно, теоретически способное дать хороший заказ для отечественного судостроения. Но на практике вышло «как всегда».
Так, уже для «Ямал СПГ» потребовался флот в 15 газовозов класса Yamalmax. И все они были построены в Южной Корее на верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering. И с каждым таким судном мимо российских судоверфей ушло на сторону порядка 350 млн долларов (средняя стоимость одного газовоза по исполненным контрактам).
Мало того, что в части основного крупнотоннажного технологического оборудования развитие отечественной СПГ-индустрии опиралось на импорт (см. «Когда научимся сжижать?», «Эксперт» № 8 за 2019 год), та же неприятная история повторилась с созданием флота судов.
Если вопрос с технологиями крупнотоннажного СПГ-производства в 2020 году решить не удалось, то в части СПГ-судостроения год должен был стать переломным. Он им и стал, и не стал одновременно.
С одной стороны, в 2020 году Россия наконец обрела собственного производителя, способного строить танкеры-газовозы ледового класса. В июле 2020 года ССК «Звезда» (Большой Камень, Приморский край) получил международную лицензию и стал единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3 с надлежащим обеспечением герметичности. Судостроительный комплекс также подписал лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа.
У ССК «Звезда» к тому времени уже было созданное в 2019 году с южнокорейской Samsung Heavy Industries Co. Ltd. СП по управлению проектами строительства на верфи танкеров. В рамках этого соглашения корейцы обязалась предоставить «Звезде» технические спецификации, а также документацию базового и детального проектов судов, оказать содействие в разработке рабочей конструкторской документации танкеров совместно с ЦКБ «Лазурит».
И 20 ноября 2020 года ССК «Звезда» начал строительство головного судна из серии в 15 танкеров, заказанных для проекта «Арктик СПГ — 2». Всего, как сообщалось ранее, до 2030 года «НоваТЭК» рассчитывает на строительство «Звездой» 35-37 новых танкеров.
Успех? Несомненно. Значимая веха в истории отечественной СПГ-индустрии и импортозамещения ее развития.
Но успех, к сожалению, неполный. Так, «НоваТЭК» еще в 2019 году обратился с ходатайством в правительство РФ о разрешении продолжить заказывать танкеры у иностранных судостроителей. И такое разрешение получил. Как сообщил еще в январе 2020 года глава компании Леонид Михельсон, правительство разрешило зарубежную постройку десяти новых танкеров-газовозов в интересах «НоваТЭКа».
Ситуацию объясняют высокой загрузкой ССК «Звезда» — предприятие способно за год построить не более пяти судов подобного класса, этого недостаточно для «НоваТЭКа», принимая во внимание его амбиции по увеличению производства СПГ уже к 2030 году. А больше, как выясняется, таких способностей нет ни у кого из российских судостроителей.
Что довольно неприятно. «Эксперт» уже рассказывал о потенциальном дисбалансе в мировой СПГ-индустрии, а именно об отставании роста танкерного флота от заявленных к реализации мощностей СПГ-производства. 2020 год внес свои коррективы: впервые за двадцать лет в мировой СПГ-индустрии не заявлено ни одного нового производственного проекта. Зато весной 2020 года заключен рекордный контракт на постройку танкеров: катарская Qatar Petroleum заказала у ряда корейских производителей (Hyundai Heavy Industries Holdings, Samsung Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering) сразу целый флот в сто судов. А мы рискуем в развитии СПГ-индустрии уткнуться в борьбу с арабами за корейский стапель.