Европейским чиновникам абсолютно неважно, есть ли какая-то экономическая основа у строительства газопроводов-интерконнекторов вроде GIPL, главное, чтобы рынок Прибалтики не был монополизирован «Газпромом», заявил эксперт в области энергетики Александр Фролов

Проект строительства польско-литовского газопровода GIPL к концу 2020 года был выполнен на 60%, сообщила пресс-служба литовского оператора газотранспортной системы Amber Grid. На 2021 год запланировано завершение строительства GIPL до литовско-польской границы, где будет установлен счетчик газа и станция регулирования давления.

В Amber Grid считают, что трубопровод принесет значительную экономическую выгоду участникам рынка в странах Балтии, Финляндии и Польши. Его мощности планируют вывести на рынок в начале 2022 года.

В интервью Sputnik Литва заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов заявил, что строительство газопровода не преследует никакие экономические цели.

«Он просто должен быть, чтобы у Прибалтики была альтернативная труба. Для чего нужна труба альтернативная – тут следуют пространные объяснения о «невидимой руке» рынка, которая что-то там регулирует, и о повышении энергетической безопасности», — сказал эксперт.

При этом он отметил, что труба прокладывается из одного энергодефицитного региона в другой энергодефицитный регион, и каким образом это может повысить безопасность – неясно.

«Трубу пробросили, значит, в ней откуда-нибудь возьмется газ. Волшебным образом», — такие соображения центральноевропейские власти исповедуют последние 10-15 лет, отметил Фролов.

Он подчеркнул, что экономических соображений за этим нет никаких. Будет ли газ по этой трубе идти – вероятно, какой-то будет. «Будет ли он дешевле российского – а с чего бы?» – заявил Фролов.

По словам эксперта, от реализации проекта может выиграть Польша, но заплатят за это литовские потребители из своих кошельков.
«Если подобного рода политическая воля будет со стороны Литвы и Польши, то Польша выиграет, безусловно, потому что у нее будет возможность закупать у кого-то СПГ и продавать его подороже, а заплатит за все конечный потребитель в Литве», — заключил он.