Рекордные цены толкают НОВАТЭК на риск: газовозы идут в Арктику без ледоколов

Россия начала беспрецедентно раннюю проводку танкеров со сжиженным газом (СПГ) по Севморпути в восточном направлении. 16 января газовоз «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева и завершил переход по трассе СМП в рамках коммерческого рейса по доставке газа проекта «Ямал СПГ» в Азиатско-Тихоокеанский регион. Об этом сообщил «Совкомфлот».

«Продолжительность перехода от выхода из Морского канала Обской губы до мыса Дежнева составила 10 суток 21 час. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили (4,5 тысячи километров)», — говорится в релизе.

«Совкомфлот» отмечает, что этот рейс «позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП».

Поясним, традиционно навигация в восточном секторе СМП заканчивается в декабре и начинается во второй половине мая. Но сейчас НОВАТЭК геройски рвется в арктические льды, поскольку решил воспользоваться небывалым взлетом спотовых цен на СПГ в Азии. Для поставок в середине февраля они превысили $ 1100 за тысячу кубометров — это вчетверо больше, чем в Европе.

НОВАТЭК уже отправил два пробных груза без сопровождения ледокола (свободных нет, рейсы расписаны заранее). 5 января из Сабетты вышел упомянутый «Кристоф де Маржери», а вслед за ним 6 января — газовоз «Николай Евгенов». Навстречу им из Тяньцзиня в Китае идет газовый танкер «Николай Зубов».

Надо сказать, у НОВАТЭКа имеется 15 газовозов ледового класса Arc7, благодаря чему в 2020-м он удвоил число прямых отправок в Азию (36 танкеров против 17-ти годом ранее). Но сейчас цены на газ в Азии просто зашкаливают из-за дефицита предложения в регионе на фоне холодов, и грех не воспользоваться ситуацией.

Проблема в одном: свободного, незаконтрактованного СПГ у НОВАТЭКа немного. Теоретически, отмечают эксперты, компания может перенаправлять в Азию часть газа по долгосрочным контрактам из Европы с разрешения клиентов, которые могут купить взамен газ у «Газпрома», разделив с НОВАТЭК прибыль от сделок в Азии. Но пойдут ли клиенты на такой размен — вопрос открытый.

Как выглядят перспективы поставок российского СПГ в Азию, когда наконец начнется круглогодичная навигация по СМП?

— В 2020-м году цены на газ упали до рекордно-низких уровней — таких, что никому в мире не было выгодно осуществлять поставки, — напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — В такой ситуации производители СПГ стали останавливать заводы под предлогом планового ремонта — на деле, чтобы снизить объемы и не работать себе в убыток. «Газпром», замечу, продолжал и в этих условиях поставлять голубое топливо в Европу, хотя цены там были аховые.

Цены на газ в 2020-м рухнули, поскольку сошелся ряд факторов: теплая зима, коронакризис, сокращение потребления, заполненные под завязку подземные хранилища в Европе, избыток СПГ на рынке.

А дальше пришла нормальная зима — после двух теплых зим подряд, — кое-где даже с аномальными морозами. В результате резко начало расти потребление газа. А биржа на любой мороз всегда реагирует одинаково — цены на газ идут вверх.

Что происходит дальше — тоже хорошо известно. Потребители, у которых нет денег на покупку газа по высоким ценам, начинают переходить на более дешевое топливо: уголь, мазут, бывает, даже на дрова. Словом, начинают выживать, кто как может.

В итоге, потребление газа неизбежно начинает снижаться. И постепенно, когда морозы спадают, цены на голубое топлива идут вниз — и ситуация на рынке нормализуется.

Мы сегодня, понятно, находимся в начале этого цикла.

«СП»: — Почему цены на газ в Азии понимаются в разы больше, чем в Европе?

— У стран Азии не очень хорошо с подземными газовыми хранилищами. В основном, эти страны покупают СПГ — в Японии трубопроводного газа вообще нет, в Южной Корее тоже. В Китай тянутся газовые нитки из России, но Поднебесная и СПГ закупает в большом количестве.

Азия не вкладывается в хранилища: это очень затратное дело. Да и зачем, если в большинстве случаев СПГ можно просто так купить?! В Европе ситуация другая: там есть истощенные месторождения, которые без особых вложений переделали в хранилища. Плюс, когда хранилище находится рядом с трубой — это очень удобно.

Никто не знает, когда и в каком регионе вдоль трубы ударят морозы, а хранилища позволяют сгладить пики потребления.

Например, сейчас на всем протяжении трубы — от Ямало-Ненецкого округа до Германии и Франции — стоит холодая погода, и везде растет потребление. Пропускная способность трубы ограничена. Между тем, много газа отбирается из нее еще в России, и к границе с Европой труба ощутимо пустеет. Но хранилища решают проблему: у европейцев всегда есть какое-то количество газа, припасенного с лета. И это обстоятельство всегда сдерживает рост цен на газ в Европе.

Но в Азии, где хранилищ нет, в периоды пикового потребления поставщики вынуждены бегать как ошпаренные, и искать по всему миру свободные газовые танкеры. Танкеров, понятно, не так много — и цены в Азии рвутся к небесам.

Именно это мы сейчас наблюдаем. Но, повторюсь, как только спадут морозы, пойдут вниз и цены на СПГ в Азии.

«СП»: — То есть, НОВАТЭК правильно делает, пытаясь урвать кусок азиатского пирога?

— Так поступают сейчас все поставщики СПГ. Цены рекордно-высокие — перевалили $ 1000 за тысячу кубометров. НОВАТЭК действует в духе ситуации — пускает газовые танкеры по Севморпути в январе, чего никогда не было. Причем, без ледокола.

В компании напирают на то, что танкеры не простые, а специально созданы для Арктики. И вот — один газовоз прошел СМП, а со вторым, «Николаем Евгеновым», возникли проблемы. Начиная с 16 января, судно снизило скорость, которая порой падала до трех узлов. Якобы это связано с отказом одной из трех двигательных установок.

Но в НОВАТЭКе руки не опускают: поскольку цены рекордно-высокие, компания намерена отправлять газовозы в Азию и дальше, но уже с ледокольным сопровождением — пусть это удорожает доставку.

«СП»: — НОВАТЭК может перенаправлять в Азию часть газа по долгосрочным контрактам из Европы с разрешения клиентов, которые могут купить взамен газ у «Газпрома»?

— Сейчас все трейдеры пытаются договориться о взаимных обменах, и перекупают газ. Кому-то это удается, кому-то нет. Здесь каждый пытается сам для себя заработать, и каждый игрок сам решает, что ему выгоднее в данный момент.

«СП»: — Насколько ситуация на газовом рынке Азии стимулирует круглогодичную эксплуатацию Севморпути?

— Поставки по СМП связаны, разумеется, с газом и нефтью, а потенциально еще и с углем. Но вопрос в цене товара — она должна быть достаточно высокой. Если поставки в Азию будут рентабельны — найдутся и ледоколы, которые будут тащить караваны танкеров на Восток. Если же цены, напротив, будут низкими — никто с поставками по СМП не будет заморачиваться.

Добавлю, что при развитии Севморпути ставка делается на глобальное потепление. Если по маршруту следования будет мало льдов — СМП будет очень востребованным маршрутом. Если нет — разговоры о круглогодичной навигации по нему преждевременны.