Аналитик Александр Фролов — о том, почему транзит газа через Украину в первом квартале оказался минимальным за всю историю

Компания «Оператор ГТС Украины» отчиталась о транзите российского газа в первом квартале 2021 года. Установлен очередной антирекорд. Но только для Украины. В целом «Газпром» нарастил экспортные поставки на 30,7%.

За период с января по март «Газпром» направил через Украину 10,4 млрд куб. м. Таким образом был побит антирекорд прошлого года, когда за первый квартал по тому же маршруту было прокачано всего 11,1 млрд куб. м.

Важно, что природа этих антирекордов разная. Так, в прошлом году падение прокачки на украинском направлении было вызвано проблемами европейского газового рынка. Часть из них была связана с переизбытком запасов в подземных хранилищах (ПХГ), накопленных, что иронично, на случай срыва транзитного соглашения России с Украиной. Плюс свою лепту внесла теплая зима. Еще до начала полномасштабного коронакризиса цены на газ в Евросоюзе успели рухнуть ниже $100 за 1 тыс. куб. м. На этом фоне наращивать трубопроводные поставки было бы абсурдно.

К 2021 году ЕС накопил в хранилищах сопоставимые запасы. Но исчез локальный европейский переизбыток предложения, который в 2019–2020 годы порождался специфической ситуацией на мировых газовых рынках. Иными словами, поставщики СПГ опять преимущественно повезли голубое топливо туда, где за него дают больше денег — в АТР (Японию, Китай и Южную Корею). Кроме того, зима выдалась холодной и относительно безветренной. Из-за этого темпы отбора газа оказались рекордными: приходилось производить тепло и замещать выпавшие по воле погоды объемы «зеленой» электроэнергии.

Из отопительного сезона Европа вышла с неплохо опустошенными ПХГ. А «Газпром», по предварительным данным, поставил в первом квартале на экспорт 52,7 млрд куб. м — на 12,4 млрд куб. м больше, чем за тот же период годом ранее. Но при этом поставки на украинском направлении упали. Это было ожидаемо.

В текущем контракте с 2021 года «Газпром» обязан прокачивать через Украину всего 40 млрд куб. м (в прошлом году — 65 млрд куб. м). Но так как объем считается не в годовом выражении, а в суточном, то точнее будет сказать, что он обязан поставлять 110 млн куб. м в сутки. То есть рекордно низкие объемы транзита были примерно на 5% выше, чем предполагалось контрактом.

Если российская сторона поставляет больше, чем предусмотрено контрактом, транзит оплачивается с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 1,4 в зависимости от периода бронирования мощностей). В этой связи стоит отметить, что прокачка через Украину в первом квартале распределялась неодинаково. По мере истощения европейских запасов и роста спроса из-за похолодания, украинское направление начало эксплуатироваться активнее. Так, по данным «Оператора ГТС Украины», в марте «Газпром» направил через Украину на 27% больше газа, чем в феврале — 3,69 млрд куб. м. При этом российская сторона забронировала дополнительно 2,115 млрд куб. м, доведя суммарный объём зарезервированных транзитных мощностей примерно до 12 млрд куб. м.

Интересно, что основная масса транзита осуществлялась в сторону Словакии — примерно 6 млрд куб. м. В Венгрию было прокачано 2 млрд куб. м, в Молдавию — 1,1 млрд куб. м, в Польшу — 863 млн куб. м, а в Румынию — 394 млн куб. м. Собственно, низкая загрузка на когда-то крайне важном южном направлении свидетельствует о довольно очевидной вещи — «Турецкий поток» работает.

После того, как партнеры России в конце прошлого года запустили балканское продолжение «Турецкого потока», дополнительное падение прокачки на юг через Украину было неминуемым. А недавно и Румыния стала получать российское голубое топливо через Турцию.

Еще одним фактором, влияющим на загрузку украинской «трубы», является спрос на территории этой страны. Порядка российских 10–12 млрд куб. м, прокачиваемых по ее ГТС, с 2016 года волшебным образом превращались в газ, добытый в Словакии, Швейцарии и прочих могучих нефтегазовых державах. Особая юридическая магия.

В 2020 году спрос на газ со стороны Украины сократился на 2,7 млрд куб. м. В равной степени просело потребление как у населения, так и у промышленности. В начале текущего года холодная зима подстегнула спрос. К примеру, в феврале был установлен лучший результат за последние восемь лет — 3 млрд куб. м. Но значительная часть этого объема была извлечена из украинских ПХГ.

В целом же падение экономики Украины продолжается. Дополнительное давление на нее оказывает непоследовательная противоэпидемиологическая политика государства. При этом население продолжает беднеть, наращивать долги за энергоресуры и отказываться от газа. Поэтому в годовом выражении импорт голубого топлива со стороны Украины может оказаться на уровне 2020 года, а то и ниже.

После запуска «Северного потока – 2» надобность в украинском направлении снизится. Но в то же время его могут использовать в качестве альтернативы прокачке через Польшу. Если условия будут выгодными. Также украинское направление может оказаться востребованным после 2024 года хотя бы на текущем уровне, если спрос на газ в Евросоюзе сохранится, а собственное производство продолжит падать. Но даже в этом случае можно сказать однозначно: для ГТС Украины наступила пора антирекордов.