К европейской водородной истории нужно относиться критически, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

В ФРГ стоит водородная истерия

Издание Handelsblatt сообщило о рисках, которые несет европейская энергетическая политика торгово-экономической стратегии РФ.

Россия, как отмечают в Handelsblatt, планирует стать поставщиком водорода в ЕС, но делает ставку на сырье, произведенное из атомной энергии («желтый» водород) и из природного газа («синий» или «бирюзовый» водород, в зависимости от способов производства).

ЕС поставил задачу стать углеродно-нейтральным по выбросам CO2 уже к 2050 и настаивает на «зеленом» водороде, который производится путем электролиза из генерации, получаемой из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Такое стремление ЕС, по мнению немцев, угрожает торгово-экономической модели России, генерирующей половину государственных доходов от экспорта нефти, газа и угля. Ставка ЕС на «зеленый» водород якобы станет ударом для российской бизнес-модели.

Цвета водорода и привязка к ним европейской политики названы в качестве одной из проблем энергетического партнерства РФ и ФРГ на сырьевом форуме в Лейпциге, организованном властями двух государств.

Только есть сомнения по перспективности водорода: пока это проекты, которые на практике не реализованы. Особенно смущает «зеленый» водород из ВИЭ: ФРГ и Дания имеют опыт по использованию генерации с ветряков и солнечных батарей в экономике.

Ситуация обернулась тем, что стоимость электричества в этих странах оказалась самой высокой в Евросоюзе.

Водородная тема является хайпом

«Водород является новым способом накачивания хайпа. Ситуацию можно сравнить с предыдущими настроениями, когда писали, что вся Европа будет добывать сланцевый газ и ездить на электромобилях», — констатирует Правосудов.

Сланцевый газ был крайне популярным направлением, его активно пропагандировали в ФРГ, Польше и на Украине, но после проработки вопроса случился отказ – экологические риски оказались высокими, а стоимость производства – нерентабельной.

Есть хороший пример Польши: от сланцевого газа поляки отказались и теперь планируют спастись от энергетической зависимости от РФ путем закупок СПГ и строительства газопровода Baltic Pipe по доставке норвежского трубопроводного газа транзитом через Данию.

«Сегодня роль сланцевого газа исполняет водород, который в энергетике практически не используется. Есть экспериментальные модели, но на рынке сырье отсутствует, только это не мешает европейским политикам делать заявления – «мы через 30 лет полностью перейдем на водород», «мы откажемся от углеродного топлива», пусть это и не подкреплено реальными проектами», — заключает Правосудов.

У сланцевого газа и электромобилей были предпосылки. Сланцевые скважины существовали, а на дорогах имелось небольшое число электромобилей, но в случае водорода такие основания в народном хозяйстве отсутствуют.

«Есть только политические заявления, активно развиваемые отраслевыми компаниями. Газотранспортные системы ЕС отреагировали на водородную тему просьбой дать денег на переоборудование мощностей. Они предлагают транспортировать водород вместе с метаном, условно говоря, в пропорции 20% на 80%. Но против этого выступили производители труб, заявив, что такого делать нельзя. Газопроводы старые и будут из-за водорода ломаться, якобы он агрессивней метана, поэтому нужно строить новые мощности», — резюмирует Правосудов.

Водородный хайп спровоцировал популистскую риторику в ЕС, в рамках которой игроки энергетического рынка выбивают себе финансирование. Именно с этим связаны практически все заявления на водородную тематику.

«Европейские производители автомобилей потребовали деньги на перепрофилирование под водород. Даже Правительство ФРГ обратилось в Брюссель с просьбой выдать Берлину 3,5 млрд евро на водородные проекты», — констатирует Правосудов.

Ситуация напоминает историю со сланцевым газом

По водороду пока нет ничего, кроме праздной риторики. РФ также включилась в водородную дискуссию и предложила варианты получения этого топлива, ведь «зеленое» сырье обойдется европейцам в несколько раз дороже водорода из метана или атома.

«Россия готова поставить дешевый водород, раз европейцам так нужно это сырье, однако после нашего предложения в ЕС начали спорить о цветах водорода. «Голубой» или «желтый» европейцев не устраивает, им нужен только «зеленый» водород», — заключает Правосудов.

Проблема в том, что любой водород стоит в разы дороже традиционного топлива, а если это «зеленое» сырье, то оно нерентабельно в транспорте.

«Ситуация находится на уровне споров, заявлений и прочей ерунды. Сложно на основе этого делать выводы, что будет через десять, 20, 30 лет. Можно вспомнить сланцевую волну, когда эксперты говорили: а давайте продадим «Газпром», пока он хоть кому-то нужен, ведь сланец есть во всем мире и его скоро будут все добывать», — заключает Правосудов.

По рентабельности сланцевого газа сегодня есть вопросы даже в США, а в ФРГ предлагают его запретить. Партия «Зеленые» требует отказаться от СПГ из США из-за того, что газ там добывают разрывом гидравлического пласта, что наносит непоправимый вред природе.

Аналогичным образом ситуация может обернуться с водородом: необходимо подождать какое-то время, чтобы делать выводы.