Дания аннулировала разрешение на строительство газопровода Baltic Pipe, который должен связать норвежские месторождения на шельфе Северного моря с Польшей. Основания для отказа – недостаточная изученность возможного негативного влияния проекта на дикую природу в период прокладки трубы.

Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании посчитал, что управление по охране окружающей среды поторопилось с выдачей экологического разрешения. Тот документ, датированный июлем 2019 года, предписывал оператору проекта обеспечить качественные условия для диких животных, живущих в районе строительства газопровода.

Как теперь выясняется, природоохранные меры следовало проработать на предварительном этапе и представить на рассмотрение в управление по охране окружающей среды. Поскольку протокол был нарушен, то энергопроект приходится приостанавливать. Для Варшавы такой поворот весьма неприятен. Дело в том, что время поджимает. Ввод в эксплуатацию Baltic Pipe запланирован на октябрь 2022 года, а в декабре того же года истекает срок действия так называемого Ямальского контракта на импорт российского газа.

Поляки не намерены заключать новый, но обязательное условие для этого – организация альтернативных поставок голубого топлива. Один источник – сжиженный природный газ (СПГ) из США и Катара, второй – норвежский трубопроводный газ, для которого и требуется построить Baltic Pipe.

Протяженность газопровода составит 900 км, из которых около 210 км приходится на наземный участок на территории Дании. Варшава изначально пытается позиционировать свой проект в качестве альтернативы «Северному потоку-2», а потому имеющий значение для всех партнеров по Евросоюзу.

Однако геополитические амбиции ничем не подкреплены. Главное – газопроводы несопоставимы по мощности. Российская труба рассчитана на прокачку 55 млрд кубометров топлива в год, польская же – всего на 10 млрд кубометров. И даже этот объем пока не удалось обеспечить долгосрочными контрактами.

Запрет Дании на продолжение строительства Baltic Pipe, конечно, не ставит крест на проекте, но головной боли полякам явно добавил. Из Варшавы звучат успокаивающие заявления. Замглавы МИД Польши Марчин Пшидач заверил, что решение касается только отрезка газопровода, проходящего через Данию.

«Два остальных участка остаются абсолютно в безопасности. Конечно, мы будем стараться выяснить этот вопрос как можно быстрее, хоть и понимаем, что за темой окружающей среды часто стоят другие интересы», – цитирует дипломата РИА Новости.

Оператор проекта Gaz-System утверждает, что строительство строго в соответствии с графиком продолжается и на суше, и в Балтийском море, где предстоит уложить 274 км труб. «Решение датской апелляционной комиссии не влияет на реализацию проекта Baltic Pipe Gaz-System», – говорится в сообщении пресс-службы компании.

На самом деле расклад для Варшавы не самый благоприятный. Достаточно вспомнить о том, как датчане около двух лет тянули с выдачей разрешения для «Северного потока-2».

Если допустить, что история повторится, то ввод в эксплуатацию Baltic Pipe может быть отложен на неопределенное время. И тогда полякам, видимо, придется как-то договариваться с «Газпромом» о новых условиях импорта газа с 1 января 2023 года. Другой вопрос, будет ли интересно российской компании продолжение сотрудничества с откровенно неуживчивым партнером.

«Сейчас, кажется, есть основания поиронизировать над Польшей, с недвусмысленным намеком на ее безуспешные попытки остановить строительство «Северного потока-2». Но ситуация демонстрирует то, с чем неизбежно сталкивается сегодня любой крупный инфраструктурный проект, а именно – с возросшей ролью экологического фактора», – говорит юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова

С одной стороны, «защита соневых, лесных мышовок и летучих мышей», которую считает необходимым усилить Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и продовольствия Дании, конечно, прекрасна. Но с другой, это удобный повод для реализации интересов «зеленого» лобби. А на экологические вопросы стало модно списывать любые политические противоречия, считает эксперт.

Очевидно, что Baltic Pipe ничего не угрожает, кроме нарушения сроков завершения строительства. Оператор Energinet подтвердил, что прекратит работы до получения всех необходимых разрешений. Случившееся – наглядная иллюстрация того, как экотематика захватывает все сферы политики и экономики, подчеркнула Кира Сазонова.

Для «Газпрома» любое развитие ситуации вокруг Baltic Pipe принципиально ничего не меняет. Первая нитка «Северного потока-2» уже уложена, вторая при желании может быть завершена в течение нескольких недель. Как заявил президент Владимир Путин, если немецкие партнеры будут готовы, то прямые поставки газа по новому маршруту могут начаться в ближайшие дни.

По словам генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, польский проект как-то навредить российскому не может. «Объем запасов углеводородного сырья в Северном море не позволяет рассчитывать на существенный рост добычи. Наоборот, она будет постепенно снижаться», – отмечает собеседник «Профиля».

Экономически импорт российского газа для Польши выгоднее, хотя бы потому, что удобнее логистика. Но Варшава предпочитает увеличивать закупки газа в других странах, так как считает Россию враждебной, говорит Сергей Правосудов.

При этом надо понимать, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если Польша станет покупать газ у Норвегии, то его предложение на рынках ЕС сократится. Заместить их как раз и сможет «Газпром», соразмерно увеличив экспорт в эти страны, уверен Сергей Правосудов.

Со своей стороны, директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова напоминает, что ресурсной базой Baltic Pipe будет газ Норвегии. Эта страна наряду с Россией является крупнейшим поставщиком голубого топлива в Евросоюз, а для Северо-Западной Европы – еще и балансирующим поставщиком.

Сейчас Норвегия имеет устойчивую конкурентную позицию по ценам, так как практически все экспортные контракты привязаны к спотовым газовым котировкам. В перспективе это сохраняет интерес импортеров к норвежскому газу.

На пик добычи в 121 млрд кубометров страна, как ожидается, выйдет в 2022 году. Через несколько лет объемы поставок могут начать снижаться. Поэтому, не исключает Мария Белова, в части ресурсной базы у Baltic Pipe тогда могут возникнуть некоторые сложности.

«Правда, к моменту планируемого запуска польского газопровода закончатся сроки действия крупных контрактов на поставки газа в Германию (19 млрд кубометров) и в другие страны. Не исключено, что новые будут заключены на меньшие объемы, особенно с учетом провозглашаемой ЕС политики декарбонизации», – предположила эксперт.

Таким образом, польскую трубу найдется чем заполнить. Следовательно, Варшава через несколько лет вполне сможет обходиться без российского газа.

При этом благодаря Baltic Pipe и импорту СПГ с целью последующей перепродажи Польша потенциально может стать региональным газовым хабом для стран Балтии. Германия же, с учетом мощностей обоих «Северных потоков» – до 110 млрд кубометров газа в год, – способна превратиться в крупнейший энергетический хаб Евросоюза, полагает Мария Белова.