Германия является главным бенефициаром прекращения транзита газа через Украину, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

ФРГ поддержала украинский транзит

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что Берлин поспособствует продлению договора о транзите газа через Украину и связывает с ним будущее «Северного потока – 2», без поставок газа через Украину данный проект якобы невозможен.

Заявление Мааса вызывает вопросы. Во-первых, готова первая нитка «Северного потока – 2», а во-вторых, «Газпром» не согласился с прямым продлением соглашения, в нем заложен обязательный объем транзита газа в 40 млрд кубов по принципу «качай или плати».

Маас повторил риторику госсекретаря США Энтони Блинкена, собравшегося договориться с европейскими странами о сохранении прокачки российского газа через территорию Украины для сохранения бюджетных доходов Киева.

Такая линия США является прямым вмешательством во внутренние дела европейских государств, которых американцы собираются обязать выплачивать украинской стороне ежегодную ренту в сотни миллионов долларов. Транзит газа через Украину неконкурентоспособен по цене не только по сравнению с «Северным потоком – 2», но и с поставками через Польшу и Белоруссию.

Вместо того, чтобы попросить Украину договориться о конкурентной цене на транзит газа, Вашингтон в форме ультиматума требует сохранить его на современных условиях, которые не выгодны ни российской стороне, ни европейским партнерам.

«Германия в течение реализации «Северного потока – 2» всегда говорила, что двумя руками поддерживает Украину, и что это самая прекрасная на свете страна, поэтому ничего нового в данном заявлении Мааса нет», — констатирует Правосудов.

О сохранении транзита газа через Украину говорила Меркель, но не привязывала вопрос к соглашению 2019 года, носящему вынужденный для РФ характер. «Газпром» пошел на него только из-за блокировки строительства «Северного потока – 2» в 2019 году.

ЕС необходим российский газ

«Есть много заинтересованных сторон, которым выгодно то, чтобы РФ продолжала платить Украине за транзит газа. В первую очередь речь идет о США, которые традиционны в антироссийской политике по газопроводу», — резюмирует Правосудов.

Строительство «Северного потока – 2» финансируют немецкие компании, а Правительство ФРГ не может действовать без оглядки на бизнес, да и первая нитка газопровода уже достроена, скоро станет реальностью вторая часть проекта.

«Для немцев нет смысла дразнить партнеров другими заявлениями, а будущее украинского газового транзита зависит от объемов газа, которые будут закупать в России европейские потребители», — заключает Правосудов.

«Газпром» исходит из того, что собственная добыча в Европе продолжит сокращаться – месторождение «Гронинген» в Нидерландах закрывается, соответственно, вырастет импорт. Алжир и Норвегия объемы поставок не увеличат, остаются только Россия и СПГ.

«Российский газ является наиболее конкурентоспособным на европейском рынке. Из этого делается вывод, что поставки на экспорт будут расти, так что определенная потребность в украинской газотранспортной системе (ГТС) сохранится», — констатирует Правосудов.

Никто не знает, какой объем закупок газа будет в ЕС через пять лет, но зимой потребление в европейских государствах возрастает, и в холодные месяцы практически гарантированы какие-то поставки газа через украинскую ГТС.

«Вопрос только в объемах. Украина заинтересована в как можно большей цифре транзита, а «Газпром» говорит, что украинский маршрут – самый дорогой и наименее эффективный, и будет использоваться по остаточному принципу», — резюмирует Правосудов.

Пока не закончится действующий до 2024 года транзитный контракт, говорить об объемах поставок через Украину не имеет смысла.

«Сегодня порядок простой. Есть фиксированный объем транзита через Украину – 40 млрд кубов газа в год, а если «Газпрому» нужны дополнительные транзитные мощности, то Киев проводит аукцион. В будущем как раз и возможны такие аукционы, где «Газпром» периодически будет выкупать транзитные квоты украинской ГТС», — заключает Правосудов.

Это идеальная модель для «Газпрома» – с одной стороны, транзит через Украину, вроде, есть, а с другой – не напрягает компанию.

«Что касается ФРГ, то благодаря «Северному потоку – 2» немцы заменяют Украину в качестве транзитной страны. Те объемы, которые ранее шли через украинскую ГТС, теперь перейдут к германским мощностям», — констатирует Правосудов.

Из-за этого ФРГ выгодно сокращение украинского транзита, но на словах официальный Берлин этого никогда не признает.

Украинская ГТС напоминает Франкенштейна

Есть много вопросов по дееспособности украинской ГТС: к 2024 году выйдут все сроки годности газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород», инфраструктура в одночасье не развалится, но ей требуется большая модернизация.

«Украинская ГТС нуждается в модернизации, но это если разговор идет об огромных объемах транзита, а он ежегодно сокращается. Украинцы справляются с проблемой путем закрытия наиболее старых участков и перетаскивания их в качестве запчастей на функционирующие. Подобным образом продолжает работать украинская ГТС», — резюмирует Правосудов.