Аналитик Александр Фролов — о том, чем может обернуться ценовой скачок на газ в Европе

Мы живём в удивительное время — время рекордов. Практически каждый день приносит известия о том, что цены на газ в Европе берут всё новые и новые высоты, которые не снились даже слегка подзабытому сегодня Сергею Бубке. Последние известия говорят о том, что газ в ЕС взлетел выше $1,9 тыс. за 1 тыс. куб. м. Однако обычно речь идет не совсем о ценах, а о котировках на фьючерсном рынке. Впрочем, настоящие цены на энергоносители тоже бьют рекорды, хоть и не столь впечатляющие.

Разгорающийся кризис в европейской энергетике имеет сразу несколько причин. Есть причины внешние. В прошлом году на рынок не вышли некоторые мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ). А 2021 год принес повышенный спрос на голубое топливо — как зимой, так и летом. Основной объем СПГ традиционно отправился в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Притом сейчас действует соглашение между США и Китаем, по которому последний согласился покупать американский газ. Впрочем, поставщикам было достаточно того, что была отменена заградительная пошлина, принятая КНР в 2018 году. Дело в том, что Азия — это не только более емкий рынок, чем Европа, но и платят за голубое топливо там больше.

Принципиально важно понимать, что в последние годы влияние газового рынка АТР на рынок Европы значительно усилилось. И ценообразование в Европе уже в 2019 году начало в немалой степени зависеть от уровня цен в Азии. А так как избытка предложения сегодня не наблюдается в мировом масштабе, ЕС приходится конкурировать с Японией, Китаем и Южной Кореей за поставки голубого топлива исключительно ценой.

Но это причины внешние. А есть и внутренние. Притом часть из них касается стратегических решений, которые принимались Евросоюзом более 12 лет назад и касались энергетических рынков. В частности, руководство ЕС потребовало увязать ценообразование по долгосрочным газовым контрактам с котировками на спотовых площадках. Это должно было помочь росту конкуренции и снижению цен для конечных потребителей. Были отдельные периоды, например 2019 год, когда европейским чиновникам казалось, что эта система прекрасно работает.

Также в конце 2000-х годов в ЕС было принято решение об увеличении доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в электрогенерации. Следом за этим началась антиатомная истерия, которая привела к тому, что Германия лишилась больше половины своих атомных электростанций. А затем Евросоюз развернул кампанию против угольных электростанций. Замечательным результатом этого процесса стал тот факт, что Швеция в 2020 году досрочно отказалась от угольной энергетики, зимой 2021-го там возник дефицит электроэнергии, а сейчас эта страна была вынуждена запустить электростанцию, работающую на нефтепродуктах.

Но не стоит забывать о роли «маленьких эффективных компаний», этой надежды и опоры рыночной экономики. На газовом рынке ЕС подобные игроки зарабатывают на перепродаже голубого топлива. Из-за роста цен их активность летом резко снизилась, заполнение подземных хранилищ к зиме стало отставать от сезонной нормы. А по мере приближения отопительного сезона в Европе всё больше потребителей начинают беспокоиться об успешном прохождении периода повышенного спроса. Это беспокойство толкает их на рынок газовых фьючерсов. Туда же идут и откровенные спекулянты. Как следствие — резкий скачок спроса и взмывающие ввысь цены, подогреваемые тревожными новостями.

Итого в одной точке сошлось всё: и внешние условия, и последствия стратегических решений самого Евросоюза, и поведение мелких игроков на рынке, и тревожные новости. Плюс ко всему производство электроэнергии из ВИЭ отстает от прошлогодних показателей при растущем спросе на электричество. Это обостряет межтопливную конкуренцию — между углем и газом, а также толкает вверх стоимость квот на выбросы углекислого газа. Что, в свою очередь, приводит к росту оптовых цен на электроэнергию.

И вот на этом внушительном фоне руководители отдельных стран Евросоюза пришли к выводу, что неплохо бы найти виноватого, пока виноватыми не назначили самих руководителей. Особенно это важно для Франции, президент которой всё еще питает какие-то иллюзии в преддверии выборов 2022 года. Поэтому Париж и еще четыре примкнувшие страны призвали начать расследование сложившейся ситуации. Оно имело бы смысл, если бы по его результатам ЕС пересмотрел ранее принятые решения в области энергетики и провел новые реформы, которые позволили бы избежать подобного рода ситуаций.

Но надежды на такой исход нет. Напротив, европейские чиновники полны оптимизма, рассказывают, что рынок работает идеально, и предлагают усилить и углубить инвестиции в ВИЭ. Видимо, им кажется, что если ветер не дует, то надо просто поставить побольше ветряков. Да, это утрирование ситуации. Понятно, что пересмотр стратегии развития европейской энергетики — это вопрос сохранения политической карьеры и, что особенно важно, вопрос перенаправления финансовых потоков. Поэтому ЕС должен столкнуться с по-настоящему мощным кризисом, прежде чем его руководство придет к необходимости принимать какие-то решительные, полезные меры. Пока что, если зима окажется холодной, странам ЕС придется действовать по принципу «каждый сам за себя».