Частным розничным топливным операторам может грозить массовое банкротство

Представители независимых АЗС обратились к премьер-министру Мишустину с просьбой вмешаться в ситуацию с убыточностью розничного бизнеса на внутреннем топливном рынке. В Совете Федерации и Госдуме заверили, что проблемы частных АЗС действительно требуют решения. Между тем правительство уже задумалось о мерах с целью сохранения независимых АЗС, которые в инфраструктуре топливообеспечения страны занимают весьма значительное место. Подробности — в материале «Известий».

Сохранить конкуренцию

Правительство РФ намерено сохранить конкуренцию на рынке моторного топлива, поскольку необходимо создавать условия не только для крупных компаний, но также для малых и средних, что поможет удерживать рост цен в пределах инфляции. Об этом «Известиям» сообщил главный редактор информационно-аналитического департамента Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) Александр Швед.

— Сейчас независимые АЗС нуждаются в поддержке правительства, так как конкурировать с вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) объективно сложно, особенно если речь идет о государственных компаниях, — рассказал Александр Швед. — Государство будет создавать максимально благоприятные условия тем независимым АЗС, которые напрямую работают с крупными нефтяными компаниями и не создают монополию на локальных региональных рынках. Речи о закрытии независимых АЗС в России не идет.

Как сообщил прессе вице-премьер Александр Новак, правительство займется балансировкой рынка независимых АЗС. Чиновник отметил, что в настоящее время у независимых операторов АЗС ситуация хуже, чем у ВИНКов, так как они вынуждены покупать топливо по биржевым ценам.

Дело в том, что перед этим Российский топливный союз направил письмо (есть в распоряжении «Известий») премьер-министру Мишустину касательно ухудшения ценообразования на рынке моторных топлив. В документе предложен ряд мер, в том числе повышение экспортной пошлины на нефтепродукты. Также РТС предлагает увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% по бензинам и до 10% по дизелю от объема производства, устранение покупок товара в основную торговую сессию нефтяными компаниями и аффилированными с ними лицами непосредственно или через третьих лиц. Подчеркивается необходимость исполнения поручения федерального правительства, данного почти два года назад, в части субсидирования железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток.

— Сейчас правительство прежде всего обеспокоено пошатнувшимся состоянием заправок как бизнеса и, к сожалению, устранением собственной ошибки, — сказала управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. — Ошибка заключалась в том, что независимых заправщиков не услышали в 2020 году, когда те просили хотя бы признать их пострадавшей от коронавируса отраслью, чтобы воспользоваться льготами, и реализовать предложенные ими меры. В итоге если АЗС крупных компаний в 2020 году в условиях коллапса рынка могли позволить себе работать в убыток, мелкие компании были вынуждены выживать.

По опросам участников рынка, независимые АЗС на фоне скачков оптовых цен только в течение января-февраля на 11% работали в убыток. Вся прибыль уходила на обеспечение нужд бизнеса (налоги и отчисления, зарплата сотрудников и т.д.).

— Рост оптовых цен в течение года на 20–30% уже нельзя игнорировать, — говорит специалист WMT Consult. — Один из представителей независимых АЗС назвал комфортную стоимость литра бензина — плюс 5–6 рублей к нынешней розничной цене. Правительство такого резкого повышения цен, разумеется, не допустит, поэтому назрела необходимость заняться этой отраслью адресно.

Представитель ООО «УссурНефтеПродукт» Анна Иванова характеризовала условия, в которых приходится работать независимым АЗС, как «демпинг».

— Розничные сети независимых АЗС зажаты в тиски между негласно регулируемыми, в пределах инфляции, ценами на АЗС ВИНК и крупнооптовыми ценами, сформированными по результатам биржевых торгов, которые в наших реалиях не являются рыночными, — говорит Анна Иванова. — Так как процесс ценообразования регулируется предложением от производителей, учредителями биржи и с помощью манипулирования объемами продаж, особенно на дальневосточных базисах, цены в опте достигают максимальных значений, зачастую превышая розничные с учетом доставки товара до АЗС.

То, что в 2021 году впервые в истории российского рынка нефтепродуктов сложилась очень сложная ситуация именно в сегменте независимых АЗС, подтвердил «Известиям» и управляющий партнер ООО «Петролеум Трейдинг» Дьяченко Максим.

Проблема убыточности независимых АЗС оказывает негативное влияние и на потребителей. По информации от участников рынка, отдельные операторы независимых сетей АЗС, стараясь минимизировать убытки, если и не закрываются совсем, то отказываются от торговли АИ-92, как продукта, реализация которого приносит самые ощутимые убытки. Увы, но еще одним способом повысить маржинальность торговли топлив на АЗС для независимых операторов является торговля суррогатами автобензина и дизтоплива, рассказывают в «Петромаркете».

«Известия» обратились за разъяснениями в Минэнерго, ФАС и в канцелярию заместителя председателя правительства России Александра Новака. Также «Известия» отправили запросы различным частным АЗС по всей стране, а также нескольким крупным ВИНКам.

Нагрузка растет

Постоянный рост цен на нефтепродукты в России наблюдается с 2009 года, когда регуляторы стали активно вмешиваться в розничное ценообразование по принципу «инфляция минус», объяснил «Известиям» член Совета Федерации Геннадий Орденов.

— До этого периода мы наблюдали и рост, и падение цен на стелах вслед за динамикой нефти, — говорит сенатор. — Независимый сектор на рынке нефтепродуктов теряет свою долю год от года. По мнению предпринимателей, нет смысла строить новые заправки — эти инвестиции не окупятся. Налоговая нагрузка на внутренний рынок постоянно растет — акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо увеличились примерно в три раза с 2014 года, НДС был повышен на два процентных пункта.

Член комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич уточнил в беседе с «Известиями», что с 2018 года независимые АЗС находятся в рамках ценового диспаритета оптовых и розничных цен.

— С момента подписания так называемого «протокола Козака» и определения индикативных цен на мелком опте и на стеле АЗС, розничные цены стали контролироваться ФАС, — разъясняет депутат. — Таким образом, был заложен механизм ограничения розничных цен на бензин и дизельное топливо уровнем «инфляция плюс налоги». И с того момента регуляторы начали активно декларировать, что они добились сдерживания роста цен на уровне инфляции, а иногда и ниже. Так случилось, что ряд вопросов, в том числе порученных к проработке лично президентом РФ, до сих пор не решен.

По словам Станкевича, по сей день открыт вопрос с субсидированием перевозок топлива на Дальний Восток, не решен вопрос с разрешением торговли на АЗС слабоалкогольной продукцией, не увеличены до необходимых и реальных цифр обязательные нормы реализации на бирже, не решен вопрос с ограничениями нагрузки на ось, что ведет к перепробегам и дополнительным затратам при перевозке топлива с нефтебаз до АЗС автотранспортом, и множество других вопросов.

Исправить ситуацию с убыточностью розничной реализации топлива можно, отпустив розничные цены или любым способом воздействуя на оптовые (например, при помощи корректировки «демпфера»), считает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. В свою очередь, коммерческий директор «ОМТ-Консалт» Радик Саитов ожидает, что правительство РФ в ближайшее время пойдет на меры, которые «будут направлены на биржевую торговлю».

В ряду проблем

На сегодняшний день в России работают порядка 27 тыс. автозаправочных станций. Примерно 33–35% от этого количества принадлежат ВИНКам, а также «Газпрому», остальное — независимым игрокам. Такие данные предоставил «Известиям» Институт национальной энергетики. Однако по сведениям ОМТ-Консалт, по итогам 2020 года в РФ действовало 23 тыс. АЗС. Из них 14 850 принадлежат независимым АЗС (65%), и их доля в реализации моторного топлива в РФ составляет 31%.

— При этом в объеме реализации моторных топлив пропорция противоположная: независимые реализуют лишь 30–40%, — рассказывает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Около половины всего бензина и дизельного топлива в России реализуется через сеть заправочных станций всего трех крупных компаний. Подчеркну, что часть независимых игроков работает на рынке на уровне крупнейших сетей ВИНКов, — говорит он. — Но другая часть в силу разных причин старается зарабатывать исключительно на топливе. И для них оптовые цены являются критическими. Некоторые из этих игроков жалуются на невозможность предлагать потребителям среднерыночные цены и при этом зарабатывать. Фактически такие «топливоориентированные» заправки находятся на предыдущей стадии рыночного развития.

Но кроме проблемы, связанной с топливной составляющей (маржой) бизнеса, есть еще целый ряд проблем, с которыми большая часть рынка АЗС сталкивается сегодня, включая высокую стоимость банковского обслуживания, в частности эквайринга, добавил старший менеджер отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ Евгений Шапин. На сегодняшний день комиссия по данным видам услуг составляет 1,4% (для сравнения, мировой бенчмарк — 0,4%). С учетом того, что объем транзакций по картам может составлять до 70% от всего числа операций, данный вид расходов может быть весьма существен для отдельных игроков.

Сопутствующие АЗС

Проблемы независимым АЗС создает волатильность цен на топливном рынке, полагает член экспертного совета института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), руководитель проекта Tekface Ирина Кезик. Если вертикально интегрированные компании более устойчивы к разнице цен на бирже и в рознице за счет своей структуры, то независимые испытывают проблемы в случае роста цен. Их маржинальность заметно снижается.

— Регуляторы постоянно рекомендуют увеличивать объемы, торгуемые на бирже, но этих мер недостаточно, — считает Ирина Кезик. — Объем продаж бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ) в январе–августе составил 23,3% от общего объема производства в России при нормативе по приказу ФАС и Минэнерго в 11%. Тем не менее проблемы возникают.

Специалистка ИРТТЭК замечает, что участники рынка неоднократно призывали к отмене или пересмотру демпферного механизма, который работает на разнице между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней ценой, размер которой закреплен в законодательстве и ежегодно индексируется на 5%. На взгляд Ирины Кезик, чтобы поддержать независимых игроков рынка, можно было бы разрешить продажу сопутствующих товаров, которые, по разным оценкам, приносят АЗС 60–65% прибыли.