Западные политики один за другим критикуют идею потолка цен на газ, к примеру, итальянский министр Роберто Чинголани и премьер Греции Кириакос Мицотакис предложили вводить ограничение сразу для всего мирового рынка без исключения. ФБА «Экономика сегодня» расскажет о том, почему бесполезна эта дискуссия.

Министр экологического перехода Италии Роберто Чинголани в интервью La Repubblica рассказал о своем отношении к идее потолка цен на газ. Политик поделился с журналистами: в Европе нет единого мнения о предлагаемой мере по сдерживанию газового рынка. Пока Еврокомиссия обсуждает разные варианты введения потолка цен, ожидается, что в сентябре по этому вопросу будет представлен список предложений.

Основная причина, из-за которой страны Европы не могут прийти к консенсусу, заключается в разной степени их зависимости от голубого топлива. На данном этапе мнения разделились следующим образом: три страны «за», пять «против» или сохраняют нейтралитет. Чинголани подытожил, то вводить потолок цен только для газа из России нет смысла, поскольку в Европу сейчас поступают крайне малые объемы энергоресурса. В беседе с журналистами министр посетовал на то, что некоторые страны Европы намеренно затягивают переговоры по вопросу потолка цен, поскольку турбулентная ситуация на рынке газа идет им на пользу.

Сомневается в идее введения потолка цен только на российский энергоресурс и премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис. На брифинге с журналистами в Салониках он заявил, что реальная цена энергоресурса далека от биржевой стоимости. По словам греческого политика, страна одной из первых предлагала установить верхнюю границу цены на газ.

Роберто Чинголани, как и его греческий коллега, вежливо намекнул ЕС, что помимо биржевых цен, существует стоимость, привязанная к сжиженному природному газу или нефти. Это же считает важным в переговорах по газу и генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. По его мнению, европейские политики выдвигают предложения, далекие от реальности, и в мире еще не было прецедентов, чтобы некая страна или альянс устанавливали цену для других экспортеров.

«Газ — международный товар, и если одни игроки попробуют установить цену, то посмотрим, как на это отреагируют другие, все это очень сомнительно, они сами прекрасно это понимают», — сказал эксперт.

Абсурдность идеи потолка цен на газ кроется в том, что энергоресурс торгуется не только на бирже, но и с нефтяной привязкой. Эксперт подчеркнул, что в этом случае стоимость газа зависит от корзины нефтепродуктов, которые можно заменить для выработки электрического тепла — мазут и газойль.

«В Европе не весь газ торгуется по биржевым котировкам, например, Сербия закупает газ, как и раньше — с нефтяной привязкой, в результате, как они недавно сказали, газ им обходится в 400 долларов за тысячу кубометров, это сильно ниже, чем нынешняя биржевая цена. В прошлом году в «Газпроме» заявляли, что около 80% его поставок в Европу было привязано к биржевым ценам, а 20% остались с нефтяной привязкой», — добавил спикер.

Раньше на рынке доминировала продажа энергоресурса с привязкой к курсу нефти, но некоторые страны Европы продвигали именно торговлю на бирже, ожидая получить более выгодные цены.

«В итоге они получили результат, который мы знаем. Если посмотреть на азиатский рынок, то по некоторым оценкам, больше 70% сжиженного природного газа торгуется у них с нефтяной привязкой и 30% — по биржевым ценам, а они в Азии свои. Соответственно, наиболее простым способом решить разногласия на газовом рынке мог бы стать возврат к торговле с нефтяной привязкой», — сказал эксперт.

По мнению Сергея Правосудова, даже если торговать газом с привязкой к углеводородам начали бы не все интересанты, это было бы эффективно. Импортеры могли бы обратиться к «Газпрому» или Норвегии, как к основным поставщикам газа на европейский рынок, и предложить им частично перейти к нефтяной привязке. Но пока предложения Евросоюза мало похожи на итог здравых рассуждений, считает собеседник издания.

«Это было бы гораздо более понятно и адекватно, чем какие-то идиотские рассуждения о том, что они сами будут с потолка устанавливать цену, какую они захотят. Такого никогда не было, они могут придумывать все что угодно. Они уже не могут договориться сами между собой, но некоторые из них понимают: то, чем они занимаются, это какой-то бред», — подытожил спикер.

Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости введения потолка цен на российский газ, так как страна получает сверхдоходы от подорожания энергоресурсов. Руководители стран G7 договорились о введении санкции в августе, полного консенсуса партнеры достигли 2 сентября и призвали остальные государства присоединиться к кампании. Авторы идеи планируют, что потолок цен на сырую нефть начнет действовать в декабре 2022, ограничение цен на нефтепродукты намереваются ввести в феврале 2023 года.

Отвечая на инициативу Запада, власти России заявили о том, что в случае введения потолка цен на отечественный газ, страна ответит бойкотом поставок в страны, поддержавшие идею.